Написать нам
kartal escort porno sex maltepe escort konya escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort kartal escort maltepe escort maltepe escort Sincan Escort Bursa escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort escort bayan escort istanbul escort ataköy şirinevler escort istanbul escort travesti porno izmir escort bayan izmir escort bayan ankara escort bayan ankara escort bayan
1   0   712

Заикание у детей: избавиться можно

Интенсивная логотерапия на индивидуальных занятиях в детском саду с заикающимися детьми

Заикание — одно из тяжелых нарушений речи. Оно устраняется с большим трудом, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, сильно травмирует психику детей и взрослых.

Причины, в результате которых возникает заикание, могут быть разными. Чаще всего оно появляется у легковозбудимых, нервных детей.

Возникновению заикания способствуют неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг, всевозможные стрессы.

Причиной этого нарушения речи может быть и непосильная речевая нагрузка, что ведет к срыву нервной системы или, наоборот, в результате недоразвития речи, когда не хватает слов для выражения мыслей.

Заикание может возникнуть по подражанию, а также вследствие очень быстрой речи. В редких случаях оно может возникнуть при черепно-мозговых травмах.

При заикании нарушается темп, ритм, плавность речи, интонационная выразительность. Дыхание становится разлаженным.

Существуют разные методики реабилитации речи у заикающихся детей.

Работая с такими детьми на протяжении 25 лет в детском саду и поликлинике, я пришла к выводу, что индивидуальная работа с одним-двумя детьми приводит к быстрому восстановлению речи при хорошей речевой нагрузке, доступной для ребенка в течение 30—45 минут ежедневно или через день.

Я назвала этот метод «Интенсивная логотерапия на индивидуальных занятиях с заикающимися детьми».

Цель его — воспитание у детей нормальной, свободной от заикания речи на индивидуальных занятиях.

На начальном этапе возникновения заикания у ребенка, если это возможно, предлагается 2—3-недельный «режим молчания». Необходимо исключить развлекательные, шумные мероприятия, посещение гостей, просмотр телепередач, оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Желательно выехать в деревню, на дачу. Восстановление речи проводится совместно с консультациями невропатолога. Проводятся консультации родителей о проведении занятий в домашних условиях. Они могут присутствовать на коррекционных занятиях.

Предлагается целая система последовательных упражнений, при которой дети могут говорить без заикания.

На первом этапе при сильном заикании занятия начинаются с сопряженной речи (задания проговариваются вместе с логопедом).

Занятие начинается с релаксации (расслабления). Далее можно сделать массаж лица, шеи, плеч, провести артикуляционную гимнастику, дыхательные, голосовые упражнения.

Поем детские, мелодичные песни типа: «Жили у бабуси», «Елочка», «Кузнечик» и т. д.

Читаем наизусть стихи А. Барто «Игрушки»,

Далее предлагается работа со зрительной опорой.

Картинки — действия (10—20 штук)

Учительдефектолог. Что делает мальчик?

Вместе с ребенком. Мальчик бежит домой.

Один ребенок. Мальчик бежит домой.

(Девочка гонит гусей домой и т. д.)

В дальнейшем ребенок самостоятельно называет все картинки подряд, без наводящих вопросов учителя-дефектолога.

Говорим плавно, слитно, темп речи естественный. Помогаю ребенку вовремя вдохнуть и говорить на выдохе. После вдоха паузу не делать. Это надо отработать до автоматизма.

Потом предлагаю настольно-печатные игры «Мои игрушки», «Овощи и фрукты» и др.

В зависимости от степени заикания использую сопряженную или отраженную речь.

Учительдефектолог. Что это?

Ребенок. Это мишка. Дайте мне, пожалуйста, мишку… Спасибо.

В дальнейшем ответ распространяем.

Ребенок. Дайте мне, пожалуйста, мишку. У меня на картинке нарисован мишка… Спасибо.

На следующем занятии ответы усложняются: описываем назначение предмета.

Учительдефектолог. Что это?

Ребенок (отражение). Это молоток. Молотком забивают гвозди. Дайте мне, пожалуйста, молоток. У меня на картинке нарисован молоток (мне нужен молоток). Спасибо.

Потом ребенку предлагается «домино». Игра проводится с подробным комментированием каждого хода.

Учительдефектолог. У меня есть вишни и желтый кружок. Я кладу вишни и желтый кружок. Ваня, у тебя есть вишни или желтый кружок?

Ребенок. У меня есть желтый кружок. Я кладу желтый кружок и яблоко. Миша, у тебя есть яблоко или вишни? И т. д.

По мере улучшения речи увеличиваю нагрузку и предлагаю работу по сюжетной картине.

Сначала вопросно-ответная речь, а затем самостоятельный рассказ по картине. Составляются рассказы-описания, рассказы по серии сюжетных картин, творческие рассказы.

Далее увеличиваю речевую нагрузку и включаю в занятия пересказы сказок («Курочка-ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и другие сказки и тексты).

Потом с ребенком проводятся беседы на разные темы.

Последний этап в работе — спонтанная речь. Ребенок уже говорит свободно, без заикания в самостоятельной речи. Родители должны спрашивать у него, какие были занятия, чем занимались в саду, что ели на завтрак, обед и ужин. Педагог спрашивает у ребенка о том, кто забирает его домой, чем занимается вечером, какой мультик смотрел и про что, есть ли у него друзья, почему он дружит с ними и т. д.

* * *

P. S. В старшем возрасте (5—6 лет и старше) предлагается речевая зарядка (после стихов): счет предметов до 10 с проговариванием названия предмета:

У меня есть одна машинка.

У меня есть две машинки и т. д.

Мне купили одну книгу, мне купили две книги и т. д.

В небе летит один самолет, в небе летит два самолета и т. д.

В лесу я нашел один гриб, в лесу я нашел два гриба…

* * *

Школьникам можно предложить:

а) спряжение глаголов:

Я купил(а)… Мы купили…

Ты купил(а)… Вы купили…

Он купил(а)… Они купили…

б) подробное комментирование примеров, задач, таблицы умножения.

Все виды работ необходимо выполнять ежедневно. Нагрузку на речь увеличивать в зависимости от успешного выполнения заданий. В занятия включаем игры по развитию памяти, внимания, мышления, пальчиковую гимнастику, координацию речи с движением.

Ребенку постоянно внушается уверенность в том, что с каждым днем он говорит лучше, всегда спокойный, смелый. В начале занятий, в конце их и дома ребенок говорит: «Я говорю плавно, спокойно, как песенку пою».

В результате интенсивной посильной речевой нагрузки на ребенка, постоянных упражнений в плавной, свободной от заикания речи, быстро закрепляется рефлекс на правильную речь. Восстанавливается речевое дыхание.

Метод интенсивной логотерапии на индивидуальных занятиях дает большую возможность проводить реабилитацию заикающихся детей в амбулаторных условиях:

  • в поликлиниках;
  • детских садах;
  • на коррекционно-педагогических пунктах.

Быстрые результаты не заставят себя ждать! Период восстановления речи — от трех до шести месяцев.


Л. Голяк


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress