Написать нам
Популярно
Лайк   0   161

Заикание у детей: избавиться можно

Интенсивная логотерапия на индивидуальных занятиях с заикающимися детьми

Заикание — одно из тяжелых нарушений речи. Оно устраняется с большим трудом, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, сильно травмирует психику детей и взрослых.

Причины, в результате которых возникает заикание, могут быть разными. Чаще всего оно появляется у легковозбудимых, нервных детей.

Возникновению заикания способствуют неправильные условия воспитания ребенка, физические наказания, сильный испуг, всевозможные стрессы.

Причиной этого нарушения речи может быть и непосильная речевая нагрузка, что ведет к срыву нервной системы или, наоборот, в результате недоразвития речи, когда не хватает слов для выражения мыслей.

Заикание может возникнуть по подражанию, а также вследствие очень быстрой речи. В редких случаях оно может возникнуть при черепно-мозговых травмах.

При заикании нарушается темп, ритм, плавность речи, интонационная выразительность. Дыхание становится разлаженным.

Существуют разные методики реабилитации речи у заикающихся детей.

Работая с такими детьми на протяжении 25 лет в детском саду и поликлинике, я пришла к выводу, что индивидуальная работа с одним-двумя детьми приводит к быстрому восстановлению речи при хорошей речевой нагрузке, доступной для ребенка в течение 30—45 минут ежедневно или через день.

Я назвала этот метод «Интенсивная логотерапия на индивидуальных занятиях с заикающимися детьми».

Цель его — воспитание у детей нормальной, свободной от заикания речи на индивидуальных занятиях.

На начальном этапе возникновения заикания у ребенка, если это возможно, предлагается 2—3-недельный «режим молчания». Необходимо исключить развлекательные, шумные мероприятия, посещение гостей, просмотр телепередач, оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Желательно выехать в деревню, на дачу. Восстановление речи проводится совместно с консультациями невропатолога. Проводятся консультации родителей о проведении занятий в домашних условиях. Они могут присутствовать на коррекционных занятиях.

Предлагается целая система последовательных упражнений, при которой дети могут говорить без заикания.

На первом этапе при сильном заикании занятия начинаются с сопряженной речи (задания проговариваются вместе с логопедом).

Занятие начинается с релаксации (расслабления). Далее можно сделать массаж лица, шеи, плеч, провести артикуляционную гимнастику, дыхательные, голосовые упражнения.

Поем детские, мелодичные песни типа: «Жили у бабуси», «Елочка», «Кузнечик» и т. д.

Читаем наизусть стихи А. Барто «Игрушки»,

Далее предлагается работа со зрительной опорой.

Картинки — действия (10—20 штук)

Учительдефектолог. Что делает мальчик?

Вместе с ребенком. Мальчик бежит домой.

Один ребенок. Мальчик бежит домой.

(Девочка гонит гусей домой и т. д.)

В дальнейшем ребенок самостоятельно называет все картинки подряд, без наводящих вопросов учителя-дефектолога.

Говорим плавно, слитно, темп речи естественный. Помогаю ребенку вовремя вдохнуть и говорить на выдохе. После вдоха паузу не делать. Это надо отработать до автоматизма.

Потом предлагаю настольно-печатные игры «Мои игрушки», «Овощи и фрукты» и др.

В зависимости от степени заикания использую сопряженную или отраженную речь.

Учительдефектолог. Что это?

Ребенок. Это мишка. Дайте мне, пожалуйста, мишку… Спасибо.

В дальнейшем ответ распространяем.

Ребенок. Дайте мне, пожалуйста, мишку. У меня на картинке нарисован мишка… Спасибо.

На следующем занятии ответы усложняются: описываем назначение предмета.

Учительдефектолог. Что это?

Ребенок (отражение). Это молоток. Молотком забивают гвозди. Дайте мне, пожалуйста, молоток. У меня на картинке нарисован молоток (мне нужен молоток). Спасибо.

Потом ребенку предлагается «домино». Игра проводится с подробным комментированием каждого хода.

Учительдефектолог. У меня есть вишни и желтый кружок. Я кладу вишни и желтый кружок. Ваня, у тебя есть вишни или желтый кружок?

Ребенок. У меня есть желтый кружок. Я кладу желтый кружок и яблоко. Миша, у тебя есть яблоко или вишни? И т. д.

По мере улучшения речи увеличиваю нагрузку и предлагаю работу по сюжетной картине.

Сначала вопросно-ответная речь, а затем самостоятельный рассказ по картине. Составляются рассказы-описания, рассказы по серии сюжетных картин, творческие рассказы.

Далее увеличиваю речевую нагрузку и включаю в занятия пересказы сказок («Курочка-ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок» и другие сказки и тексты).

Потом с ребенком проводятся беседы на разные темы.

Последний этап в работе — спонтанная речь. Ребенок уже говорит свободно, без заикания в самостоятельной речи. Родители должны спрашивать у него, какие были занятия, чем занимались в саду, что ели на завтрак, обед и ужин. Педагог спрашивает у ребенка о том, кто забирает его домой, чем занимается вечером, какой мультик смотрел и про что, есть ли у него друзья, почему он дружит с ними и т. д.

* * *

P. S. В старшем возрасте (5—6 лет и старше) предлагается речевая зарядка (после стихов): счет предметов до 10 с проговариванием названия предмета:

У меня есть одна машинка.

У меня есть две машинки и т. д.

Мне купили одну книгу, мне купили две книги и т. д.

В небе летит один самолет, в небе летит два самолета и т. д.

В лесу я нашел один гриб, в лесу я нашел два гриба…

* * *

Школьникам можно предложить:

а) спряжение глаголов:

Я купил(а)… Мы купили…

Ты купил(а)… Вы купили…

Он купил(а)… Они купили…

б) подробное комментирование примеров, задач, таблицы умножения.

Все виды работ необходимо выполнять ежедневно. Нагрузку на речь увеличивать в зависимости от успешного выполнения заданий. В занятия включаем игры по развитию памяти, внимания, мышления, пальчиковую гимнастику, координацию речи с движением.

Ребенку постоянно внушается уверенность в том, что с каждым днем он говорит лучше, всегда спокойный, смелый. В начале занятий, в конце их и дома ребенок говорит: «Я говорю плавно, спокойно, как песенку пою».

В результате интенсивной посильной речевой нагрузки на ребенка, постоянных упражнений в плавной, свободной от заикания речи, быстро закрепляется рефлекс на правильную речь. Восстанавливается речевое дыхание.

Метод интенсивной логотерапии на индивидуальных занятиях дает большую возможность проводить реабилитацию заикающихся детей в амбулаторных условиях:

  • в поликлиниках;
  • детских садах;
  • на коррекционно-педагогических пунктах.

Быстрые результаты не заставят себя ждать! Период восстановления речи — от трех до шести месяцев.

Л. Голяк


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress