---Занятие для детей с общим недоразвитием речи (3-й уровень речевого развития) и стертой дизартрией (5—6 лет)
 RSS  Написать нам

2   0   124

Занятие для детей с общим недоразвитием речи и стертой дизартрией в старшей группе

Тема занятия: «Подбор антонимов»

Программные задачи:

  • закреплять умение подбирать антонимы к словам разных частей речи;
  • образовывать предложно-падежные конструкции с предлогами «на», «под», «над», «около», «между»;
  • варьировать темп голоса по словесной инструкции;
  • воспитывать желание оказывать помощь другому посредством сюжетной линии занятия.

Материал и оборудование:

  • предметные картинки полевых и садовых цветов (ромашка, тюльпан, роза, колокольчик, нарцисс, василек);
  • предметные картинки с изображением противоположных качеств и действий;
  • пчелки на нитках для дутья;
  • плоскостное изображение пчелы Майи;
  • аудио MP3;
  • символы предлогов (на, под, над, около, между);
  • письмо от пчелы;
  • 2 корзины, ромашка с отрывными лепестками.

Ход занятия

Рассадка детей. Игра «Сядь туда, где такая же картинка»

Учитель-дефектолог (У.-д.). Здравствуйте, ребята. Возьмите картинки и сядьте на то место, где лежит такая же, как и у вас, картинка (ромашка, тюльпан, роза, колокольчик, нарцисс, василек).

Сюрпризный момент

У.-д. Слышите, какие странные звуки. (Включается звукозапись жужжания пчел.) Кто их может издавать?

Дети. Их могут издавать пчелы.

У.-д. Смотрите, а вот и наша гостья. Это пчелка Майя. А с ней какое-то письмо. Давайте прочтем.

«Здравствуйте, ребята. Со мной случилась большая беда. В моем родном поле начался пожар, я испугалась и улетела. Теперь я никак не могу найти его, потому что от страха не помню, как выглядят цветы, которые растут возле наших ульев. Я помню только лишь их названия.»

У.-д. Ребята, как тут быть? Давайте поможем пчелке Майе. Чтобы ей помочь, нам надо разгадать загадки. (Дефектолог демонстрирует ромашку с заданиями).

Срывая лепесток за лепестком по порядку, будем выполнять задания.

Дыхательная гимнастика (5—6 раз)

У.-д. Чтобы помочь пчелке, нужно подготовиться. Будем дуть на маленьких пчелок и набираться силы. (Дефектолог следит за правильностью дутья.)

Игра «Сад-поле» (1-й лепесток)

У.-д. Чтобы пчела нашла свой дом, нужно помочь ей найти полевые цветы. Кто-то из вас будет собирать в желтую корзину цветы, растущие на поле, а в красную — в саду. (Дети выполняют, в это время дефектолог ведет беседу с другими детьми.) Скажите, ребята, какую пользу нам приносят цветы?

Дети. Они нужны для красоты; для получения меда; для изготовления лекарств и косметики; некоторые цветы едят животные и человек.

У.-д. А теперь давайте проверим, какие цветы вы разложили по корзинам. (В желтой корзине цветы: василек, ромашка, незабудка, мак, колокольчик. В красной корзине: роза, тюльпан, нарцисс, ирис, гвоздика).

У.-д. Как можно назвать одним словом цветы, растущие на поле?

Дети. Это полевые цветы.

У.-д. А растущие в саду?

Дети. Садовые цветы.

У.-д. Чем отличаются полевые цветы от садовых?

Дети. Полевые мелкие, а садовые наоборот крупные. У полевых — короткий стебель, а у садовых — длинный. Полевые цветы растут сами по себе, а садовые выращивает человек.

Игра «Подбери картинки» (2-й лепесток)

У.-д. Давайте подберем к картинкам пары и назовем слова наоборот, которые спрятались на этих картинках.

Дети выполняют задание в 2-х командах по 3 человека. В это время играет музыка.

Слова наоборот:

  • пчела над нарциссом — пчела под нарциссом;
  • лист мокрый — лист сухой;
  • стебель одуванчика толстый — стебель тонкий;
  • ваза пустая — ваза полная;
  • тюльпан высокий — тюльпан низкий;
  • бутон закрытый — бутон раскрытый; ромашек много — ромашек мало;
  • пчела подлетает к цветку — пчела отлетает от цветка;
  • колокольчики опущены — колокольчики подняты;
  • стебель у мака ровный — стебель у мака кривой.

У.-д. Назовите только полевые цветы.

Дети. Полевые цветы — это одуванчик, ромашки, колокольчик, мак.

Физкультминутка «Видишь, бабочка летает …» (2—3 раза)

Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)

На поле цветы считает. (Считаем пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)

За день, за два и за месяц… (Шагаем на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)

Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)

Игра «Придумай предложение» (3-й лепесток)

У.-д. Глядя на картинки цветов, придумайте предложение и скажите его медленно, как черепаха и быстро, как заяц.

Предметные картинки те же, что и для рассадки.

Игра «Найди слова наоборот» (4-й лепесток)

У.-д. Ребята, послушайте стихотворения и найдите в них слова наоборот.

Высокий тонкий василек

Поднял толстый свой листок.

Бабочка легко кружится,

Шмель пыхтит так тяжело.

Пробуждаться после стужи

Насекомым повезло.

Высоко летают птицы,

Низко ползают жуки.

Радуется все живое!

Грустят только пауки.

Кинезиологическое упражнение «Кулак—ребро—ладонь»

Дети по инструкции выполняют соответствующие движения, постепенно ускоряя темп выполнения.

Игра «Прятки» (5-й лепесток)

У.-д. Ребята, кто у полевых цветов лучшие друзья? Кто с ними играет, ползает по ним? (Это насекомые.)

Давайте поиграем в прятки с насекомыми. Я буду показывать вам зашифрованные знаки. Их нужно разгадать и спрятать насекомое туда, куда покажет знак.

Схемы предлогов: на, около, под, над, между.

У.-д. Куда и кого вы спрятали? (Ответы детей.)

У.-д. Вот и отгадали мы все загадки пчелки Майи. Теперь она знает, как выглядят полевые цветы, и обязательно найдет свой дом. Давайте попрощаемся с нашей гостьей. (Пчела «улетает».)

Кому мы сегодня помогали? В какие игры играли? Какие слова наоборот мы сегодня услышали? Молодцы, ребята.

Е. Горковенко,
учитель-дефектолог


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector