Э «Эля и эхо»
Эле было пять лет. Она впервые приехала к бабушке в деревню.
— В лесу появились грибы. Пойдём, наберём корзинку, — сказала бабушка. Эля с радостью согласилась. Она надела сапожки, курточку, завязала платочек, взяла корзинку, только не большую, как у бабушки, а маленькую. Грибов было много и Эля с радостным визгом бегала от одного боровика к другому. Когда Эля отошла за очередным грибом, бабушка позвала её: «Э-э-эля…» Вдруг Эля услышала, как далеко в лесу её кто-то тоже зовет, как бабушка, только тише.
— Ой, кто это меня зовёт?— спросила Эля.
— Это эхо, — ответила бабушка.
— Оно здесь живёт? — прошептала Эля,— Я хочу его увидеть.
— Его нельзя увидеть, — улыбаясь, ответила бабушка.
— Как это нельзя? Раз оно здесь живёт, значит, его можно увидеть! — упрямилась Эля.
— Нет, оно не показывается людям, его можно только услышать. Тот, кто пойдёт за эхом, заблудится в лесу. Поэтому надо различать, когда кричит человек, а когда эхо. Позови меня громко! Эля, что есть силы, крикнула.
— Бабушка-а-а-а!
В ответ из чащи донеслось: «Бабушка-а-а»— только тихо. — Я боюсь, сказала Эля, прижимаясь к бабушке.
— Эха не надо бояться, оно не обижает людей. Если ты будешь громко смеяться, то и оно будет смеяться. Это твой голос отражается деревьями и возвращается к тебе,
— А если я буду звать эхо, оно пойдёт за мной?— Спросила Эля.
— Да,— сказала бабушка. — но только до опушки леса. В поле эха нет. Голос катится далеко, не встречая на своём пути никакой преграды.
Возвращаясь, домой Эля играла с эхом. Она выкрикивала слова, и даже стихи читала, а эхо шло и послушно всё за ней повторяло:
— Хорошо-о-о-о! Здорово-о-о-о! Красиво-о-о-о! Э-э-эхо! Я иду домой-ой-ой-ой!
Задания.
1. Как звали девочку?
2. Что услышала Эля в лесу?
3. Как звучало эхо, громко или тихо?
4. Почему нельзя увидеть эхо?
— Потому что это звук.
5. Послушай и скажи, с какого звука начинаются слова: Эля, эхо, это, эскимо, этаж.
6. «Э» — это гласный звук, его можно петь или тянуть, как и гласные звуки «а», «о», «ы», «и», «у». Чтобы чётко звучал звук «э» широко открой рот; улыбнись губами; кончик языка положи к нижним зубам; приподними спинку языка. Вот сейчас и получится звук «э». Представь, что ты маленький ослик, попробуй чётко спеть его песенку из двух гласных звуков; иэ-иэ-иэ-иэ. А теперь повтори только звук «э»: э-э-э-э-э-э
7. Повтори слова, постарайся запомнить их, как можно больше. Эхо, Эля, электричка, этаж, эскимо, экскаватор, электричество.
8. Звук «э» обозначается буквой Э . Букву мы можем увидеть и прочитать.
9. Прочитай. Э-Э-Э
ЭА-ЭО-ЭУ-ЭИ-ЭЫ .
ЭАЭ-ЭОЭ-ЭУЭ-ЭЫЭ-ЭИЭ
АЭА-ОЭО-УЭУ-ИЭИ-ЫЭЫ
Прочитай песенку ослика
ИЭ-ИЭ-ИЭ-ИЭ.
10. Напечатай по образцу букву Э.
11. Рассмотри рисунок, расскажи о чём он нам рассказывает.
12. Нарисуй свой рисунок.
Бандурина Т.