---Занятие по формированию просодической стороны речи для детей со стертой дизартрией, нерезко выраженным недоразвитием речи
 RSS  Написать нам

Лайк   0   57

Занятие по формированию просодической стороны речи для детей старшей группы

Программные задачи:

— формировать чувство ритма, умение дифференцировать интонационную выразительность речи;

— формировать умение проговаривать скороговорку в разном темпе с опорой на мнемотаблицу;

— формировать умение дифференцировать звуки [с]-[ш] в изолированных звуках, словах, скороговорке;

— развивать силу голоса, артикуляционную и общую моторику, зрительное и слуховое внимание, восприятие.

— воспитывать чувство уверенности в своих силах, умение слушать.

Материал и оборудование:

  • снежинка;
  • материал для дыхательной гимнастики «Варежки» (4 шт.);
  • индивидуальные зеркала (4 шт.);
  • картинки-символы для артикуляционной гимнастики (изображение иголки, часов, варенья, лопатки, качели, лошадки, горки, улыбки);
  • предметные картинки со звуками [с]-[ш];
  • картинки-символы «тихо» (изображение барабана перечеркнутого)-«громко» (изображение барабана), «быстро» (изображение зайчика)-«медленно» (изображение черепахи), «точка», «вопросительный знак», «восклицательный знак»;
  • мнемотаблица скороговорки,
  • аудиозапись физкультурной минутки «Пяточка-носочек», аудиозапись паровоза.

Ход занятия

Организационный момент

Учитель-дефектолог (У.-д.). Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте, уважаемые гости!

Дети здороваются с гостями.

У.-д. Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся —

Утро доброе начнётся.

Н. Самоний

— ДОБРОЕ УТРО!

У.-д. Ребята, посмотрите, к нам залетела в детский сад снежинка, но она не обычная, а волшебная. Наша снежинка грустная (на доске изображение грустного смайлика), на ней не хватает лучиков, потому что она стала таять, пока нас ждала.

Давайте ребята поможем нашей снежинке, найдем новые лучи для неё и поднимем ей настроение, а для этого нужно будет выполнять задания.

Отправляемся в наше путешествие на поиски лучиков для снежинки (дети становятся друг за другом и под звук паровоза шагают).

Подготовительный этап.

1. Первый луч снежинки.

У.-д. Ребята первая остановка и вас ждет задание.

Дыхательная гимнастика «Варежки»

У.-д. Ребята сядьте за стол. Перед вами красивые варежки со снежинками, давайте поможем снежинкам взлететь. Ребята, вдохнем через нос, плечи не поднимаем, выдохнем через рот (3—5 повторений), а сейчас положим язычок на нижнюю губу и подуем на него (3—5 повторений).

У.-д. Молодцы, ребята справились с первым заданием и отыскали первый лучик!

У.-д. Отправляемся снова в дорогу (дети шагают друг за другом под звук паровоза).

2. Второй луч снежинки.

Артикуляционная гимнастика «Зимние забавы Язычка»

(Сидя за столом с опорой на картинки 3—5 минут.)

У.-д. Зимним ясным деньком

Погуляем с язычком.

Посмотрел язык в окно (рот широко открыт, вытянуть язык вперёд, упражнение «Иголочка»)

А на улице бело!

Справа — снег,

Слева — сугроб (упражнение «Часики» поочерёдное движение языка вправо-влево)

И вокруг метёт снежок (язычок облизывает губы по кругу, упражнение «Варенье»)

Взял лопату язычок (упражнение «Лопатка», широкий язык кладём на нижнюю губу)

И пошёл кидать снежок (упражнение «Качели» движение языка вверх-вниз)

По дорожке поскакал (упражнение «Лошадка»)

И на горку забежал (упражнение «Горка» кончик языка спрятан за нижними зубами, спинка выгнута)

Стал на саночках кататься (зубами проводим по языку от корешка языка до кончика)

Веселился (упражнение «Улыбка» показываем зубы)

Улыбался (упражнение «Улыбочка», зубы не видны, кончики губ тянутся к ушам)

А потом лепил снежки (кончик языка упирается за щёку, сначала в правую, потом в левую)

Превратил снежки в комки (сильно надуть щёки)

Друг на друга положил (надуваем щеки поочередно)

Получился снеговик.

Подмигнул глазком (мигаем правым глазом)

Другим (мигаем левым глазом)

И двумя глазами: миг! (сильно зажмурить глаза и открыть)

«Ты не тай, мой снеговик!» (водим указательным пальчиком правой руки вправо-влево)

Э. Овчаренко

У.-д. Молодцы, ребята справились со вторым заданием и отыскали второй лучик!

У.-д. Нам пора снова в дорогу! (дети шагают друг за другом под звук паровоза).

Основная часть

3. Третий лучик снежинки.

— Ребята третья остановка.

Работа над силой голоса

У.-д. Ребята, посмотрите на доске нам знакомые картинки «змейка», «насос», а под ними картинки-символы «тихо»-«громко». Давайте произнесем звук «насоса» — громко, а пошипим как «змейки» — тихо.

Дети произносят звуки изолированно.

Игра «Тихо-громко»

Цель: развитие силы голоса, формирование умения дифференцировать звуки [с]-[ш] в словах.

Дети подходят к столу, на котором разложены картинки на звуки [с]-[ш], они должны тихо произнести слова со звуком [ш], а слова со звуком [с] громко, каждый выбирает картинки.

Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»

Взяли дети белый ком,

(изображаем ком).

Будем строить снежный дом

(движения, изображающие лепку снежков).

Мы польем его водой,

(имитируем движения «поливаем водой»)

Домик будет ледяной

(Соединяем пальцы рук над головой, делаем крышу).

Ком за комом мы кладем,

(ставим кулачок на кулачок)

Вот и вылепили дом

(рисуем в воздухе ладонями домик).

У.-д. Молодцы, ребята справились с третьим заданием и отыскали третий лучик!

У.-д. Отправляемся снова в дорогу (дети шагают друг за другом под звук паровоза).

4. Четвертый лучик снежинки.

У.-д. Четвертая остановка. Работа над ритмом.

У.-д. Ребята, мы поиграем в игру «Бывает-не бывает».

— Какая пора года наступила?

— Мы вспомним признаки зимы, а вы мне будете отвечать, но не обычно, а хлопками.

Игра «Бывает-не бывает»

Цель: развитие чувство ритма.

Детям предлагается отхлопать ответ на вопрос, «бывает» 2 раза, на ответ «не бывает» 3 раза.

Повторение за учителем-дефектологом хлопков, затем самостоятельно:

Зимой на деревьях появляются почки? (Нет.)

Зимой медведь спит в берлоге? (Да.)

Зимой птицы вьют гнезда? (Нет.)

Зимой идет снег? (Да.)

Зимой листья желтеют? (Нет.)

Зимой день короче, а ночь длиннее? (Да.)

Зимой люди собирают урожай? (Нет.)

Зимой метет метель? (Да.)

Зимой трава зеленеет? (Нет.)

Зимой бывает гроза? (Нет.)

После зимы поступает весна? (Да.)

У.-д. Молодцы, ребята, справились с первым заданием и отыскали четвертый лучик!

У.-д. Отправляемся снова в дорогу (дети шагают друг за другом под звук паровоза).

5. Пятый лучик снежинки.

У.-д. Пятая остановка.

Работа над дифференциацией интонационной выразительности

У.-д. Ребята перед вами смайлики, точка, восклицательный знак, вопросительный знак. Послушайте, как я говорю предложение, в котором, в конце ставится точка.

— Маша пошла в школу.

А сейчас послушайте, как изменился мой голос, когда я повторила тоже предложение, но в конце вопросительный знак.

— Маша пошла в школу?

А сейчас послушайте, как поменялся мой голос, когда восклицательный знак.

— Маша пошла в школу!

Ребята, мы поиграем со смайликами. Вы должны показать нужную картинку, с какой интонацией я произнесла предложение.

Игра «Угадай интонацию»

Цель: формирование умения дифференцировать интонационную выразительность речи.

Каждый ребенок держит картинки-символы «точка», «вопросительный знак», «восклицательный знак». Дети должны выбрать нужный символ при прослушивании предложения.

Дети играют.

Доброе утро!

Ты выучил стихотворение?

Ура, скоро каникулы!

Мама моет посуду.

Илья, ты молодец!

Как тебя зовут?

У меня много друзей.

Вероника, почему ты не спела песню?

Илья пошёл в лес.

Наступил Новый год!

Арина, ты умеешь кататься на велосипеде?

Физкультурная минутка (музыкальная). «Пяточка-носочек» Е. Железнова

У.-д. Молодцы, ребята справились с первым заданием и отыскали пятый лучик!

У.-д. Отправляемся снова в дорогу (дети шагают друг за другом под звук паровоза).

6. Шестой лучик снежинки.

У.-д. Шестая остановка.

Работа над темпом. Заучивание и проговаривание скороговорки в разном темпе.

У.-д. Ребята, пожалуйста, подойдите к доске. Мы будем разучивать скороговорку:

«Шапка да шубка — вот и весь Мишутка»

Посмотрите внимательно на доску (на доске мнемотаблица для заучивания скороговорки).

У.-д. Повторим скороговорку вместе (2 раза).

У.-д. Ребята, скороговорки нужно говорить быстро, давайте потренируемся и сначала скажем скороговорку медленно (картинка-символ «черепаха»), а сейчас быстрее (картинка-символ «зайчик»).

А сейчас, повторит скороговорку медленно, быстро.

У.-д. Умницы, ребята справились с шестым заданием и отыскали лучик!

У.-д. Отправляемся снова в дорогу (дети шагают друг за другом под звук паровоза).

Итог занятия

Рефлексия

У.-д. Ребята мы выполнили все задания снежинки и собрали всё лучики. И наша снежинка стала весёлой (на доске весёлый смайлик).

Какие задания вам понравились больше всего?

Какие задания для вас оказались сложными?

Если вам понравилось занятие выберите, улыбающуюся снежинку, а если вам было сложно занятие, выберите грустную снежинку.

Н. Казимирчик,
учитель-дефектолог


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector