---Занятие по изучению дошкольниками гласных звуков А, У, И, О «Путешествие в Волшебное королевство гласных звуков»
 RSS  Написать нам
Лайк   0   88

Занятие по изучению детьми гласных звуков А, У, И, О «Путешествие в Волшебное королевство гласных звуков»

Программные задачи: учить определять гласный звук в начале и середине слова, закреплять умения четко артикулировать гласные звуки (А), (У), (И), (О), определять эмоциональное состояние героев и передавать его в мимике, речи, движениях.

Оборудование:

— символы гласных звуков;

— предметные картинки на каждый гласный звук;

предметные картинки животных (кот, собака, мышонок, ежик);

— схемы слов (состоящие из 3 звуков);

— большие игрушки (кукла в кроватке, медведь, волк), воздушный шар, накаченный гелем, чемодан (дорожная сумка), письмо от собачки;

— пособие с Колобком, «лилипутские капли», листы белой бумаги, красные карандаши;

— музыкальные отрывки («Петя и волк» Прокофьева, «Звуки природы», трек №7, трек № 5), книга «Азбука».

Ход занятия

Организационный момент.

Учитель-дефектолог (У.-д.). Ребята, сейчас мы вместе отправимся в Волшебное королевство гласных звуков. Путешествие будет долгим, а может даже и опасным. Поэтому смогут отправиться только ловкие, смелые, добрые и внимательные. Сейчас мы проверим, готовы ли вы к путешествию.

Игра «Называем мы слова…»

с изменением темпа (движения выполняются в соответствии с текстом)

Называем мы слова:

Лоб, затылок, голова,

Шея, руки, пальцы, ногти,

Кулаки, ладони, локти,

Нос, живот, колени, пятки,

Губы, бедра и лопатки

У.-д. В дорогу вы готовы. На чем же мы отправимся? (Ответы детей: на машине, самолете, корабле и т.д.).

Ребята, не забывайте, что Королевство гласных звуков — это волшебная страна, и транспорт, на котором мы сможем до него добраться тоже, наверное, необычный, волшебный. Назовите, как герои в сказках перемещаются? (Ответы детей: на ковре-самолете, в сапогах — скороходах, с помощью волшебной палочки).

У.-д. Сейчас мы к шарику пойдем

И путешествовать начнем.

Мы полетим на красном воздушном шаре. А почему на красном? (Ответы детей).

Ребята, нас много и мы большие, шарик не сможет со всеми нами взлететь. Что же делать? (Ответы детей). А теперь посмотрите, что стоит перед вами? (Чемодан). Как вы думаете, для чего он здесь находится? (Ответы детей).

Давайте посмотрим, может в чемодане есть то, что нам поможет.

Да это же Лилипутские капли. Они делают всё маленьким на короткое время. Может попробуем?

Покачайтесь и почувствуйте, как вы уменьшаетесь.

Игра «Назови ласково» (имена, части тела).

(Логопед предлагает детям назвать ласково свои части тела, например: голова- головка, головушка и т. д.)

У.-д. А теперь садитесь поудобней, взлетаем.

Соотнесение гласных звуков с конкретным образом.

Смотрите, ребята, здесь плачет чья-то кукла.

Вспомните, какой гласный звук нужно произнести, чтобы ее успокоить? (Ответы детей: гласный звук (А).

Успокой куклу. (Предлагается успокоить девочкам).

Произносить звук (А) вы умеете. Найдите символ звука (А) и поставьте на наборное полотно.

У.-д. Ребята, а кто это катится по дорожке? (Ответы детей: катится Колобок).

Правильно, по дорожке катится Колобок и весело поет. Кто догадается, какой гласный звук поет Колобок? (Ответы детей: гласный звук (И). Предлагает кому-нибудь из детей:

Двигай фигурку Колобка, а дети споют звук (И).

Найдите символ звука (И), поставьте на наборное полотно.

У.-д. Послушайте музыку и угадайте, какому животному подойдет этот музыкальный отрывок? (Ответы детей: волку).

Как вы считаете, что делает волк? (Ответы детей: идет, воет).

Какой гласный звук ему подойдет? (Ответы детей: гласный звук (У).

Давайте с вами покажем, как волк идет и воет (далеко, близко).

Обозначьте звук (У) символом.

У.-д. От такого воя медведь в берлоге проснулся и застонал. Дети, покажите, как застонал медведь. (Изображают медведя, длительно произнося звук О).

Обозначьте звук (О) символом.

У.-д. Смотрите, ребята, сколько символов у нас. Вспомните, какие звуки мы сейчас произносили? (Ответы детей: звуки (А), (И), (У), (О).

Как называются эти звуки?

Дети. Гласные звуки.

Что в них особенного?

Дети. Их можно петь и тянуть.

Формирование направленного длительного выдоха.

У.-д. А теперь отправляемся на Волшебную поляну. Ой, посмотрите, здесь заколдованы какие-то картинки. Давайте попробуем их расколдовать.

Вышли на полянку,

Сели все в кружок,

Угадай картинку,

Милый мой дружок!

Ребята, поднесите картинку к своим губам. Подуйте так, чтобы картинка открылась. Я дам вам подсказку: название каждой картинки начинается с гласного звука.

Игра с мячом «Что у тебя?».

После дыхательного упражнения один ребенок называет свою картинку, затем катит мяч другому: «У меня арбуз, а что у тебя?».

Соотнесение гласного звука со зрительным символом. Закрепление умения придумать слово на заданный звук.

У.-д. Молодцы, ребята. А теперь поставьте свою картинку на наборное полотно, рядом с подходящим символом.

А какие картинки можно добавить в эти ряды? Я начну, а вы продолжите.

А: Аист, автобус, апельсин, антенна, арбуз, ананас;

У: Утюг, утка, улитка, уж, удочка;

О: Осень, окна, овощи, осы, облако, обруч;

И: Иголка, игрушки, иней, ива, Ира, Инна.

Молодцы!

Зрительная гимнастика «Звездное небо»

(К потолку прикреплены звёзды, разные по цвету и величине. По указанию воспитателя дети глазами переходят от одной к другой).

Релаксационная пауза с аромотерапией.

Появляется поющий Звукоежка.

У.-д. А ты кто?

Звукоежка. Я Звукоежка. Наконец-то я добрался до вашего Королевства гласных звуков.

Я принес вам письмо.

У.-д. Прочитаем его? Послушайте, что здесь написано:

Это добрая собачка вам отправила письмо.

Пишет вам, что Звукоежка лишил голоса ее.

Кошка Мурка замолчала, слышно только «мр» да «мр».

А мышонок пискнул только, а потом совсем затих.

У.-д. Звукоежка, что же ты наделал?

Звукоежка. Я взял и съел звуки.

У.-д. Что же делать? А давайте поможем и вернем все гласные звуки животным.

Подойдите к схемам. Как лает собака? (Собака лает гав-гав).

Какой гласный звук слышится в ее лае? (Звук (А). В какой части слова слышится этот звук? (В середине слова). Поставьте символ звука (А).

Мышонок по имени Пик просит и ему помочь. Какой гласный звук слышится в его имени? (Звук (И). Поставьте символ звука (И).

А почему кошка перестала мурлыкать? (Потому, что Звукоежка съел звук (У).

Верните голосу кошки звук (У).

Звукоежка. Молодцы, ребята! Спасибо вам за то, что вернули голоса собачке, мышонку, кошке.

У.-д. Теперь вы знаете, что нам без гласных звуков никак нельзя, ведь это очень важные звуки.

Звукоежка. Молодцы, ребята! За ваши познания я подарю вам Азбуку. Звуки вы умеете хорошо произносить, а теперь вам пора и буквы изучать.

У.-д. А мы уже учимся писать. Покажем?

Чтобы буквы получались красивые, нужно размять руки.

Массаж карандашами «Карандашик посжимаю…»

Карандашик посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, здравствуй, карандашик!»

Скажет утром каждый пальчик.

Только брату отдает:

Брат у братика берт.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Вверх и вниз его качу, вправо, влево, как хочу.

Сюрприз

У.-д. Закрасьте карандашом весь лист бумаги, и вы увидите, что у вас получится.

(Ответы детей: У меня буква А. У меня буква О. …)

У.-д. Буквы — это «портреты» наших звуков. Найдите, какому звуку принадлежит ваш «портрет».

Рефлексия.

У.-д. Мы сегодня совершили необычное путешествие. Каждый из вас стал мудрее, умнее.

Что нового и интересного вы узнали? Что расскажете своим друзьям?

Действие Лилипутских капель заканчивается, пора прощаться.

Возвращаемся в детский сад, в группу.

За помощь жители волшебного королевства гласных звуков приготовили для вас угощение. Его название начинается с гласного звука (А). Как вы думаете, что это? (Апельсин).

Е. Масловская


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector