Задачи: развивать речевую активность детей, побуждать к высказываниям, продолжать учить пересказывать сюжет сказки; закрепить умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; активизировать слова из пассивной лексики; воспитывать эмоциональное восприятие сказки и интерес к народному творчеству.
Материал и оборудование: пальчиковый театр по сказке «Теремок», театр картинок на фланелеграфе по сказке «Репка», теневой театр по сказке «Заюшкина избушка», плоскостной театр по сказке «Колобок».
Предварительная работа: чтение сказок «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка», «Колобок».
Ход занятия по развитию речи и культуре речевого общения
Воспитатель (В.). Рано-рано поутру,
Когда все крепко спали,
Прямо под моим окном
Две синички щебетали.
И они мне рассказали,
Чтобы все ребята знали,
Потерялся Колобок,
Колобок румяный бок.
Из муки он был печён,
На сметане был мешён,
На окошке он студился,
По дорожке укатился.
Заблудился, потерялся
И до нашей группы он добрался.
(Показывает детям колобка.)
Ребята, Колобку необходима наша помощь. Ему вернуться попасть в свою сказку. Вы согласны ему в этом помочь?
Дети. Да.
В. Для этого нам нужно попасть в сказочную страну. И отправимся мы туда на волшебном паровозике.
Игровое упражнение «Паровоз».
Дети становятся друг за другом, повторяют слова и движения за воспитателем.
Паровоз кричит «Ду-ду»,
(Дети выполняют круговые движения руками.)
«Я иду-иду-иду».
(У пояса имитируют движения колёс паровоза.)
А вагончики стучат,
(Дети стучат кулачками.)
А вагоны говорят — «Так-так-так!».
Дети подходят и усаживаются у стола, где расположен пальчиковый театр.
В. Ребята, мы попали в какую-то сказку. Давайте посмотрим, что в ней происходит. (Просмотр сюжета сказки «Теремок».)
В. За лесом на опушке, чья-то спряталась избушка.
Не избушка, теремок, он не низок не высок.
Терем, терем, покажись, покружись. остановись,
К лесу задом, к нам лицом, и окошком и крыльцом.
Стоит в поле теремок. Он не низок не высок.
Мышка модница бежит, пёстрой юбочкой шуршит.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я, лягушка-квакушка!
— Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок и стали они жить вдвоём.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я, зайчик-побегайчик!
— Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они жить втроём.
В. Кто ещё должен поселиться в теремке? (Ответы детей.)
Словесная игра «Кто, где живёт?»
В. Скажите, если бы мышка не нашла теремок, то она вернулась бы в свой домик? Как называется домик мышки? (Норка.) Где живёт лягушка? (В болоте, в пруду.) Где домик у зайца? (Под кустом.) Как называется домик лисички? (Нора.) А у волка? (Логово.) Как называется дом у медведя? (Берлога.)
В. Молодцы, ребята. А Колобок живёт в этой сказке?
Дети. Нет.
В. Тогда отправляемся в другую сказку. (Повторяется игровое упражнение «Паровоз».)
Дети подходят к фланелеграфу, на котором составлен сюжет сказки «Репка».
В. Вот мы и попали в другую сказку.
Вопросы детям
— Что происходит в этой сказке? (Дедка и бабка тянут репку.)
— Ребята, кто посадил репку? (Дед.)
— Дед один тянул репку? А кто ему помогал? (Ответы детей.)
В. Молодцы, ребята, а как вы думаете, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка радовались репке? (Ответы детей.)
Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
(Топают ногами.)
Мы руками хлоп-хлоп,
(Хлопают руками.)
Хи-хи-хи, ха-ха-ха. (Поворачивают голову в разные стороны.)
Вот такая красота.
(Разводят руки.)
Веселится бабка, веселится дедка.
(Руки на пояс.)
Выросла большая репка.
(Показывают какая большая выросла репка.)
В. Вот как веселились герои этой сказки. И мы повеселились вместе с ними. Скажите, а Колобок живёт в этой сказке?
Дети. Нет.
В. Тогда Отправляемся в следующую сказку. (Повторяется игровое упражнение «Паровоз».)
Дети подходят к теневому театру и смотрят фрагмент сказки «Заюшкина избушка».
В. Ребята, вы узнали героев сказки? (Лиса, петух, заяц.) Каких ещё героев этой сказки вы знаете? (Собака, медведь.) Давайте назовём их ласково? (дети называют.)
В. А Колобок в этой сказке есть?
Дети. Нет.
В. Отправляемся в другую сказку. (Повторяется игровое упражнение «Паровоз».)
Дети подходят к настольному театру по сказке «Колобок».
В. Жил старик со своею старушкой
В маленькой избушке.
Попросил однажды дед:
«Испеки-ка на обед
Колобок румяный, вкусный!
Раньше ты пекла искусно».
По сусеку помела
Крылышком старушка.
Горсти три муки нашла —
Больше-то не нужно.
Добавила соль и сахар-песок,
Ложки две сметаны.
Славный вышел Колобок,
Пышный и румяный.
Непоседе Колобку
Стыть бы на окошке.
Но решил он: «Убегу, разомнусь немножко».
Прыг с окошка и в лесок
Покатился Колобок.
Мимо бабочек, стрекоз
И цветочков разных:
Жёлтых, синих, красных.
Видит в небе синеву
И зелёную траву,
В небе солнце красно.
Все вокруг прекрасно!
Знакома вам эта сказка? (Ответы детей.) Вот и помогли мы Колобку вернуться в сказку. (Воспитатель задает детям вопросы по содержанию сказки.)
Занятие по развитию речи во 2-й младшей группе подготовила Е. Шуст