Написать нам
Лайк   0   249

Занятие в специальной группе для детей с ТНР «Дикие животные»

Задачи:

— расширение предметного, качественного словаря по теме. Практическое усвоение существительных в дательном падеже единственного числа, существительных с предлогами «у», «в»;

— уточнение названия диких животных. Формирование обобщающего понятия «дикие животные»;

— обобщение преставления детей о внешнем виде диких животных, образе жизни, питании;

— уточнение названий детёнышей диких животных в единственном и множественном числе (лисёнок — лисята). Практическое усвоение существительных в родительном падеже с предлогом «без», в творительном падеже с предлогом «с» (без лисёнка, с лисёнком);

— образование притяжательных прилагательных (у лисы — лисий хвост, лисья голова, лисьи уши);

— образование слов с уменьшительно-ласкательными и увеличительными значениями (лиса — лисичка, волк — волчище);

Материал: предметные картинки с изображением диких животных: зайца, белки, лисы, волка, медведя, кабана, лося, оленя, барсука, бобра; предметные картинки с изображением детёнышей диких животных, жилища диких животных; схема-описание диких животных; наглядно-игровые модели «Кто спрятался за дверью?», «Паровозик»; картинка «Доктор Айболит и звери».

Ход занятия

Организационный момент. Приветствие.

1. Активизация знаний и представлений детей о внешнем виде диких животных.

Игра «Узнай, кто к нам приехал из леса в весёлом вагончике» (открывается окошко в вагончике, если правильно отгадано животное).

Загадки о диких животных.

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Прячет на зиму грибы? (Белка.)

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (Заяц.)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой. (Медведь.)

Лесом катится клубок,

У него колючий бок.

Он охотится ночами

За жуками и мышами. (Ёж.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Олень.)

Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины. (Бобры.)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто это? (Лиса.)

На овчарку он похож:

Что ни зуб, то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

Сделал дыру,

Вырыл нору.

Солнце сияет,

А он и не знает. (Крот.)

Учитель-дефектолог (У.-д.). Почему этих животных человек назвал дикими? (Ответы детей.) Правильно, дикие животные живут вдалеке от человека. Их ещё называют «звери». Зверей человек не приручил для своей пользы, как, например, собаку, которая сторожит дом, или корову, которая даёт молоко. Лес — это их дом. Давайте поговорим о жилищах диких животных.

2. Активизация знаний детей о местах обитания, жилищах животных.

Игра «Кто где живёт?».

У.-д. Как называется жилище медведя? (Берлога.) Волка? (Логово.) Белки? (Дупло.) Лисы? (Нора.)

Какие ещё звери живут в норах? (Кроты, зайцы, мыши, суслики, хомяки.)

3. Активизация знаний детей о сказках, в которых герои — дикие животные.

У.-д. Вспомните, ребята, какие сказки с участием диких животных вы знаете? («Красная Шапочка», «Волк и лиса», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Машенька и Медведь», «Три медведя», «Заяц-хвастун» и другие.)

4. Активизация знаний детей о частях тела дикого животного.

Игра «Что у кого?» (сравнительный анализ частей тела на примере животного и человека).

У.-д. Как по-разному называются одинаковые части тела у людей и животных? Многие зачастую ошибаются в названиях частей тела у людей и зверей. А не запутаетесь ли вы? Давайте проверим. Для этого я начну называть какую-либо часть тела, а вы подумайте и отвечайте, у людей либо у зверей есть та или иная часть тела.

(Для справок: лицо — морда, волосы — шерсть, рот — пасть, зубы — клыки, руки и ноги — лапы, живот — брюхо, ногти — когти.)

— Пасть у кого? У людей или зверей? (У зверей.)

— Рот? (У людей.)

— Живот? (У людей.)

— Брюхо? (У зверей.)

— Шерсть? (У зверей.)

— Волосы? (У людей.)

— Уши? (У людей и зверей.)

— Голова? (У людей и зверей.)

— Руки, ноги? (У людей.)

— Лапы? (У зверей.)

— Клыки? (У зверей.)

— Зубы? (У людей.)

— Лицо? (У людей.)

— Морда? (У зверей.)

(Нос, хвост, когти, ногти… и т.д.)

5. Игра «Подбирай, называй, запоминай».

У.-д. Закончите предложение, подберите и назовите как можно больше слов-признаков (слов-действий):

Медведь какой? (Бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный и т.д.)

Заяц какой?

Лиса какая?

Медведь что делает? (Ревёт, спит, переваливается, ест…)

Заяц что делает?

Лиса что делает?

6. Игра «Кто с кем?».

У.-д. Наступили холода, заболели дикие животные и потянулись к доктору Айболиту. Утром доктор заметил, что на полянке около его лечебницы собралось много животных. Лиса пришла с лисёнком. А зайчиха с кем? (С зайчонком.) Волк с кем? (С волчонком.) Медведь с кем? (С медвежонком.) Белка с кем? (С бельчонком.) Лось с кем? (С лосёнком.) Барсук с кем? (С барсучонком.) И т.д.

7. Игра «Назови ласково».

У.-д. Назови детёнышей ласково, как их называл доктор Айболит. Например, лисёнка доктор называл лисёночком, а лисят — лисятками.

Зайчонка доктор называл…, а зайчат — … .

Лосёнка называл…, а лосят — … Медвежонка называл…, а медвежат — … .

Бельчонка называл…, а бельчат — … .

Ежонка называл…, а ежат — … .

Волчонка называл…, а волчат — … .

8. Игра «Прятки».

У.-д. Маленький бельчонок очень боялся лечиться у доктора Айболита. Он спрятался от мамы-белки. Поможем белке найти сына. Закончи предложение:

Бельчонок спрятался под ветку, мама достала его откуда? (Из-под ветки.)

Бельчонок спрятался за пень, мама достала его откуда? (Из-за пня.)

Бельчонок спрятался в дупло, мама достала его откуда? (Из дупла.)

9. Игра «Подскажи словечко» (используется наглядно-игровая модель «Кто спрятался за дверью?»).

У.-д. Доктор Айболит в своей лечебнице оказал помощь всем животным. Ответь на вопросы:

Ежу вылечил лапку. Чью лапку вылечил доктор? (Ежиную лапку.)

Волку вылечил хвост. Чей хвост вылечил доктор? (Волчий хвост.)

Лосю вылечил голову. Чью голову вылечил доктор? (Лосиную голову.)

Лисе вылечил зубы. Чьи зубы вылечил доктор? (Лисьи зубы.)

Медведю вылечил уши. Чьи уши вылечил доктор? (Медвежьи уши.)

Белке вылечил глаз. Чей глаз вылечил доктор? (Беличий глаз.)

Зайцу вылечил животик. Чей животик вылечил доктор? (Заячий животик.)

10. Игра «Узнай животное по описанию» (используется схема-таблица: части тела, место обитания, жилище, питание, детёныши).

Ребёнок загадывает животное, рассказывает о нём, но не называет его. Дети должны догадаться, какое животное загадал ребёнок.

Подведение итогов. Рефлексия.

Занятие для детей с ТНР подготовила Л. Лукьянова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress