---Игры и занятия для формирвания эмоциональной индивидуальности старших дошкольников
 RSS  Написать нам

404 Not Found

404

Not Found

The resource requested could not be found on this server!


Proudly powered by LiteSpeed Web Server

Please be advised that LiteSpeed Technologies Inc. is not a web hosting company and, as such, has no control over content found on this site.

9   0   1288

Формируем эмоциональную индивидуальность дошкольников

С целью формирования эмоционально-личностной сферы воспитанников старшего дошкольного возраста посредством использования метода арт-терапии мною был разработан цикл коррекционно-развивающих занятий «Я и мир вокруг меня», которые проводились 1—2 раза в неделю с группой воспитанников из 4—8 человек. 14 занятий длительностью 30 минут. Использовались авторские развивающие упражнения и игры.

Цикл занятий условно разделён на 3 блока:

1. Развитие самовосприятия и самоощущения.

2. Коррекционно-развивающая работа: занятия направлены на более подробное изучение каждой эмоции, развитие умений у воспитанников выражать эмоцию как в вербальной, так и в невербальной форме (голос, поза, жест, танец). Воспитанники расширяют представления о различных чертах характера и умении регулировать своё настроение, оценивать поступки, связывая их с нравственными и моральными ценностями человека.

3. Закрепление полученных представлений и умений.

В начале и в конце занятия всегда используются моменты приветствия и прощания: дети становятся или садятся в круг и сообщают о своём настроении, самочувствии. При этом отрабатываются как вербальные, так и невербальные способы коммуникации. В конце дети отмечают, что им больше всего понравилось и запомнилось, проводится презентация работ, обсуждение (рефлексия), подчёркивается важность и успешность каждого ребёнка, что мотивирует его на достижение успеха, который необходим для дальнейшей жизни.

Коррекционно-развивающая работа немыслима без участия законных представителей (родителей): предусмотрены практические задания, предполагающее совместное выполнение их с ребёнком. Родители тем самым способствуют эмоциональному развитию детей, повышают свою педагогическую культуру.

Цикл коррекционно-развивающих занятий в старшей группе «Я и мир вокруг меня»

ПЕРВЫЙ БЛОК


1. Тема «Я и моё имя»

Содержание:

Приветствие-знакомство.

Игра «Я люблю».

Игра с зеркалом (определение «помощников» настроения).

Психогимнастика.

Работа с пиктограммами.

Игра «Рука в руке».

Пальчиковая игра «Волшебные дружные ладошки».

Рисование имени в технике батик с помощью восковых мелков и акварельных красок.

Рефлексия.

Завершение.

Прощание.

Материал и оборудование

Клубок ниток яркого цвета, пиктограммы эмоций (по Крюковой), цветные восковые мелки, ёмкость с водой, аудиозаписи: весёлой, спокойной музыки, по количеству детей: зеркала, листы белой бумаги формата А4, акварельные краски, поролоновые губки, палитра, влажные салфетки.

Практические задания для семьи

  • Совместно посмотреть мультфильм «Головоломка» (реж. Пит Доктер, Рональдо Дель Кармен, Pixar Animation Studios, Walt Disney Pictures, 2015 г.);
  • ребёнку нарисовать эмоцию, которая больше понравилась (для выставки);
  • принести заранее семейную фотографию

2. Тема «Я и моя семья»

Содержание

Приветствие «Цветное настроение».

Знакомство с семьями — показ слайдов с семейными фотографиями.

«Совместный рисунок».

Сюжетные карточки «Наши чувства и эмоции».

Игра «Узнай настроение друга» (психогимнастика).

Рисование портретов на готовых шаблонах.

Игра «Сиамские близнецы».

Рефлексия.

Прощание «Пирамида дружбы».

Материал и оборудование

Многогранник с цветными полосками (по Люшеру), набор сюжетных карточек «Наши чувства и эмоции», пиктограммы эмоций (по Крюковой), лист ватмана, клей, магнитная доска, световой планшет с кварцевым песком, декоративный материал (бусины, камушки, ракушки и т.п.), тарелка с фасолью, мягкие модули, чашка с водой, глубокая миска, стол, стул, длинные широкие ленты, мультимедийная установка с презентацией, аудиозаписи: спокойной, весёлой музыки, по количеству детей: готовые шаблоны изображения контура головы человека, цветные карандаши, влажные салфетки.

Практические задания для семьи

Родителям вместе с ребёнком необходимо обвести и вырезать детскую цветную ладошку (цвет по выбору ребёнка), в её центре написать ласковое имя сына или дочери, на каждом пальце — то, что объединяет всех членов семьи (например, любовь, дружба и т.п.). Организуется выставка «ладошек» в детском саду.

ВТОРОЙ БЛОК


3. Тема «Ладошки на песке» (эмоция «радость»)

Содержание

Приветствие.

Упражнение «Знакомство с песочницей».

Упражнение «Игра с ладошками».

Комплекс пальчиковых игр.

Упражнение «Рисование на песке».

Релаксация «Портрет».

Рефлексия.

Подведение итогов.

Прощание

Материал и оборудование

Песочница, декоративный материал в пластмассовых ёмкостях (бусины, фасоль, ракушки, пуговицы), игрушки из киндер-сюрпризов, набор цветных фотографий детей с различными эмоциями, резиновые шарики с изображением пиктограмм эмоций, наполненные крахмалом, свеча в безопасном подсвечнике, пульверизатор, ёмкость с водой, покрывало, аудиозаписи: спокойной, но не грустной музыки, звуков живой природы, по количеству детей: палочки для суши, влажные салфетки, широкие натуральные кисти для рисования.

Практические задания для семьи

Детям выдаётся с собой лист бумаги с контурным изображением солнца в центре. Дома необходимо в солнце наклеить фотографию ребёнка в радостном настроении. На лучах написать то, что приносит сыну или дочери радость (например, когда мама обнимает, покупают новую игрушку и т.п.). Количество лучей при необходимости можно дорисовывать. Организуется выставка работ в учреждении дошкольного образования.

4. Тема «Царевна Несмеяна» (эмоция «грусть», «печаль»)

Содержание

Приветствие.

Просмотр микста (видео из кадров) мультфильма «Иван Царевич и Серый волк» (реж. В. Торопчин, студия «Мельница», кинокомпания «СТВ», 2011 г.).

Дидактический ковёр «Поле чудес».

Игра «Найди друга».

Игра «Цветные шарики».

Лепка подарков из солёного теста для Царевны Несмеяны.

Игровое упражнение «Царевна Несмеяна».

Рефлексия.

Прощание.

Материал и оборудование

Мультимедийная установка, микст (видео из кадров) мультфильма «Иван Царевич и Серый волк» (реж. В. Торопчин, студия «Мельница», кинокомпания «СТВ», 2011 г.), дидактический ковёр «Поле чудес», пиктограмма «грусть», цветное солёное тесто, разнообразные пайетки, влажные салфетки, изображение царевны из мультфильма в грустном и радостном настроении, зафиксированное на подставке, аудиозаписи: грустной, спокойной музыки, магнитная доска, по количеству детей: шарфы, резиновые шарики, наполненные крахмалом, дощечки для лепки, стеки.

Практические задания для семьи

Совместно заполнить карточку на тему «Я грущу, когда…» и обсудить с родителями.

5. Тема «Страшилки в темноте» (эмоция «страх»)

Содержание

Приветствие.

Упражнение «Собери карточку».

Сказка-метафора «У страха глаза велики».

Беседа.

Арт-техника «Пластилиновая композиция».

Трансформация «пластилинового» страха.

Релаксация «Парное дыхание».

Рефлексия.

Прощание «Пирамида дружбы».

Материал и оборудование

Пиктограмма «страх», круги из цветной бумаги, магнитная доска, магниты, набор разрезных карточек-пиктограмм, фотографии людей, демонстрирующих разные эмоциональные состояния, аудиозаписи: релаксационной, спокойной музыки, по количеству детей: пластилин, стеки, дощечки для лепки, влажные салфетки.

Практические задания для семьи

Вместе прочитать сказку «Стойкий оловянный солдатик» Г.-Х. Андерсена или «У страха глаза велики» (рус. нар.), затем проиграть сюжет, где главный герой победил свой страх. Сделать фото победителя.

6. Тема «Большие страхи маленьких детей» (эмоция «страх»)

Содержание

Приветствие «Комплименты».

Просмотр отрывка из мультфильма «Котёнок по имени Гав» (выпуск «Где лучше бояться», реж. Л. Атоманов, студия «Союзмультфильм», 1976 г.).

Беседа о чертах характера «Робкий—смелый».

Дидактический ковёр «Поле чудес».

Игра «Маски» (танец, движение, голос).

Рисование объёмными красками своего страха с последующей трансформацией.

Релаксация «Полёт на облаке».

Рефлексия.

Прощание.

Материал и оборудование

Мультимедийная установка с записью мультфильма «Котёнок по имени Гав» (выпуск «Где лучше бояться», реж. Л. Атоманов, студия «Союзмультфильм», 1976 г.), шумовые музыкальные инструменты (барабан, трещотка, маракас, бубен и т.п.), дидактический ковёр «Поле чудес», изготовленные цветные объёмные краски в пластиковых ёмкостях, пластмассовый молоток, мусорное ведро, ножницы, перо, аудиозаписи: спокойной, релаксационной музыки, по количеству детей: листы белого картона, большие кисти для рисования, готовые шаблоны-маски «страх».

Практические задания для семьи

Дети выбирают готовый шаблон мандалы и с помощью различных изобразительных материалов создают медаль победителя.

7. Тема «Туча» (эмоция «гнев»)

Содержание

Приветствие «Ласковое имя».

Просмотр отрывка из мультфильма «Переменная облачность» (реж. Питер Сон, Pixar Animation Studios, Walt Disney Pictures, 2009 г.).

Упражнение «Собери карточку».

Этюд «Поссорились и помирились».

Беседа о чертах характера «Злой— добрый».

Рисование в технике «Монотипия».

Игра «Облака».

Рефлексия.

Прощание.

Материал и оборудование

Мультимедийная установка с записью мультфильма «Переменная облачность» (реж. Питер Сон, Pixar Animation Studios, Walt Disney Pictures, 2009 г.), набор разрезных карточек (глаза и рот), демонстрирующих разные эмоциональные состояния, по количеству детей: подушки-облака, листы плотной белой бумаги формата А4, оргстекло формата А4, гуашь, кисти для рисования, стаканчики-непроливайки.

Практические задания для семьи

Совместно заполнить карточку «Я злюсь, когда…» и обсудить с родителями.

8. Тема «В мире животных» (эмоция «гнев»)

Содержание

Приветствие «Чудесный колокольчик».

Игра с веером эмоций.

Просмотр сладов с фотографиями животных.

Упражнение «Звери в клетке».

Беседа о способах самопомощи.

Упражнение «Возьми себя в руки».

Рисование пеной для бритья.

Игра «Я хочу с тобой подружиться».

Рефлексия.

Прощание невербальное.

Материал и оборудование

Мультимедийная установка, слайды с фотографиями животных, колокольчик, веер с изображением эмоциональных состояний, пиктограмма «гнев», пальма из пластиковых бутылок коричневого и зелёного цвета, пена для бритья, обруч, аудиозапись спокойной, но не грустной музыки, по количеству детей: листы белого картона, влажные салфетки, гуашь.

Практические задания для семьи

Нарисовать карточки-схемы оказания самопомощи в ситуации гнева и страха. Разместить их на видном месте в комнате ребёнка.

9. Тема «Радуга» (эмоция «интерес»)

Содержание

Приветствие «Трон».

Игра «Путешествие в сказку».

Ознакомительная беседа (с пособием «Калейдоскоп эмоций»).

Этюд «Любопытный».

Парное рисование радуги на оргстекле в технике glass-art.

Релаксация «Узоры на спине».

Рефлексия.

Прощание «Пирамида дружбы».

Материал и оборудование

Стул, корона из картона, изображения сказочных персонажей с разными эмоциональными состояниями, карточка «Интерес» (пособие «Калейдоскоп эмоций»), оргстекло, закреплённое на подставке (одно для двоих детей), аудиозапись весёлой музыки, по количеству детей: кисти для рисования, гуашь, стаканчики-непроливайки.

Практические задания для семьи

Совместно заполнить карточку «Мои желания» и обсудить с родителями.

10. Тема «Волшебная ваза» (эмоции «чувство вины», «обида»)

Содержание

Приветствие «Весёлые смешарики».

Игра-соревнование «Кто быстрее соберёт».

Чтение отрывка стихотворения «Хрустальная ваза» С. Михалкова.

Арт-техника «Волшебный сосуд».

Активная релаксация: песня «Мурашки по коже» (сл. и муз. А. Праги).

Рефлексия.

Прощание.

Материал и оборудование

Клей, декоративный материал (пайетки, бисер, вязальные нитки и т.п.), ножницы, макароны разной формы, фасоль, горох, цветные атласные ленточки, аудиозаписи: спокойной, но не грустной музыки, песни «Мурашки по коже» (сл. и муз. А. Праги), по количеству детей: гуашь, большие кисти средней жёсткости, стаканчики-непроливайки, узкие пластиковые прозрачные ёмкости 0,5 л с крышками.

ТРЕТИЙ БЛОК


11. Тема «Планета Радости»

Содержание

Приветствие невербальное.

Игра «Зеркало настроения».

Сказка-метафора «Планета Радости».

Работа в арт-технике «Волшебные краски».

Активная релаксация: песня «Отрываются пуговицы» (сл. и муз. А. Праги).

Рефлексия.

Прощание «Пирамида дружбы».

Материал и оборудование

Мука, клей, крупная соль, растительное масло, гуашь жидкая, глубокие пластиковые ёмкости, клеёнка, газеты, аудиозаписи: спокойной, но не грустной музыки, песни «Отрываются пуговицы» (сл. и муз. А. Праги), по количеству детей: сектор из круга, гофрированный картон круглой формы большого размера, разрезанный на фрагменты (конусы), передники, ёмкость с водой, одноразовые стаканчики, влажные салфетки.

Практические задания для семьи

Создать рисунок на тему «Как я провожу выходные».

12. Тема «Чудеса в лесу»

Содержание

Приветствие «Кубик настроения».

Вводная беседа о лесе и его жителях.

Материал и оборудование

Кубик настроения, иллюстрация леса, набор фигур диких зверей и птиц, бумажный скотч, ножницы, аудиозапись спокойной, но не грустной музыки, по количеству детей:

13. Тема «Чудеса в лесу»

Содержание

Игра «Театр зверей».

Этюд «Спаси птенца».

Арт-техника «Дерево: от части к целому».

«Игра с муравьём».

Рефлексия.

Прощание.

Материал и оборудование

Листы бумаги формата А4, цветные карандаши, цветные восковые мелки, фломастеры.

14. Тема «Мои достижения»

Содержание

Приветствие «Меня зовут…, я делаю так».

Упражнение «Лицо загорает».

Арт-техника «Бабочка».

Игра «Путанка».

Рефлексия «Цветок достижений».

Прощание «Пирамида дружбы».

Фото на память.

Материал и оборудование

Дидактический ковёр «Поле чудес», лист ватмана, на котором нарисован контур бабочки, соответствующее по размеру контурное изображение бабочки, разделённое на 4 фрагмента, наборы цветной бумаги, клей, аудиозапись оптимистической, радостной, но не быстрой музыки, фотоаппарат, по количеству детей: заготовка цветка (круглое основание жёлтого цвета и разноцветные лепестки), фрагмент контурного изображения бабочки.

Ю. Кароль


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2020 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress

Adblock
detector