Написать нам
1   0   185

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста

Кого боится Бука-Злюка

Цель: закреплять знания детей о звуковой структуре слова, работать над звуковым анализом слов, дифференциацией звуков (л—р); уточнять графические особенности букв; упражнять детей в составлении и чтении слов; развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику, внимание, логическое мышление; воспитывать у детей чувство сопереживания и взаимопомощь.

Оборудование: демонстрационные и раздаточные картинки, мольберты, фишки, буквы, «колодец», мешочки, шарики, парашюты, обезьянка, звуковое письмо, указка.

Ход занятия

Педагог приглашает детей прослушать звуковое письмо, в котором девочка обращается с просьбой о помощи, рассказывает, что на её страну напала страшная Бука-Злюка, она перепутала звуки и разломала слова. Жители страны Фонетика не могут понять друг друга.

Игра «Расколдуй артистов».

Учитель-дефектолог (У.-д.). Злая Бука-Злюка заколдовала артистов, и они не могут петь. Дети, помогите артистам. Подскажите, какие звуки они хотели пропеть? (Этот артист будет петь звуки «а о у ы»). Какого артиста нет? (Нет артиста, который будет петь звук «э»). Как называются звуки, которые можно пропеть? (Гласные.)

Игра «Посели картинки в домики».

У.-д. Ребята, Бука-Злюка запутала картинки, и они не могут попасть в свои домики. Помогите им. Картинка сможет попасть в свой дом только в том случае, если вы определите её начальный звук и расскажете о нём.

Игра «Заколдованное слово».

У.-д. Дети, а для чего нам нужны звуки? Может оставим их Буке-Злюке?

(Дети не соглашаются, они рассказывают о важности звуков речи.)

У.-д. Но Бука-Злюка не пропускает нас дальше в страну Фонетика. Посмотрите, она заколдовала слово, так как очень его боится. (На доске картинки: дом, рак, улитка, жук, бусы, аист.)

Дети расколдовывают слово: находят нужную букву и ставят её под картинкой. Получается слово «Дружба».

У.-д. Ребята, теперь мы знаем, какого слова боится Бука-Злюка. Какими мы должны быть, чтобы её победить? (Дружными!)

Звуковой анализ слов.

На доске написано слово «Дружба». Дети выбирают себе картинку и выполняют звуковой анализ её названия.

Пальчиковая гимнастика (с одновременным произношением слов).

Жил в лесу весёлый гном. Он себе построил дом. Вышел гном из дома и решил прогуляться.  На своём пути он встретил улитку. По дороге из кустов выскочил зайка. Прыг-прыг. Гном в кустах увидел гнездо, там лежало большое яйцо. Зашевелилось яйцо и раскололось. Из него вышел утёнок. Кря-кря. Кря-кря. Затрещали кусты, и на поляну вышел медведь: бум-бум-бум-бум. Притаился гном, а по дороге: ф-ф-ф-ф — ёжик ползёт. Вышел к озеру, а там: тр-тр-тр-тр — стрекоза летает. Устал гном и возвратился домой.

Игра «Колодец».

У.-д. Бука-Злюка опять не пускает нас в страну Фонетика. На нашем пути колодец. В нём Злюка спрятала кого-то. Отгадайте кого?

Впереди шильце,

Сзади вильце,

У неё тоненький голосок,

На грудке беленький фартушок. (Ласточка.)

У неё тонкие нежные лепестки,

Приятный аромат,

Но острые, колючие шипы. (Роза.)

У.-д. Чтобы освободить ласточку и розу, мы должны придумать слова на «л» и «р».

Дети придумывают слова и опускают в мешочки шары.

Игра «Фонетическая зарядка».

У.-д. Ребята, силы Буки-Злюки ослабевают, но чтобы нам дальше путешествовать, мы сделаем фонетическую зарядку.

Дети садятся на ковёр, слушают звуки дудочки, сравнивают, на какие звуки природы они похожи.

Игра «Погрузи слова».

У.-д. Над страной Фонетикой на аэроплане пролетела обезьянка с картинками, но Бука-Злюка подняла бурю и разбросала все картинки. Помогите обезьянке погрузить их обратно в «ящики».

Дети определяют позицию звука и распределяют картинки.

Игра «Сломанное слово».

У.-д. Да, не хочет отступать Бука-Злюка, рассердилась она ещё больше и разломала слова на кусочки, перепутала их.

Ходит, бродит по лугу горатая рокова (рогатая корова).

Расцветают в поле белые марошки (ромашки).

Шьёт для мальчиков швея новые бурашки (рубашки) и т.д.

Молодцы, справились вы с этим препятствием! Но на нашем пути новые.

Игра «Распутай буквы».

Игра «Похожие имена».

Дети расколдовывают имена девочек и мальчиков — жителей страны Фонетика. Составляют и читают слова.

Скороговорки.

У.-д. Молодцы, ребята, и на этот раз вы оказались умелыми и дружными. Давайте покажем Буке-Злюке, как теперь смогут говорить расколдованные жители страны Фонетика.

Дети становятся в круг, рассматривают рисунки и, глядя на них, вспоминают скороговорки со звуками «л», «р».

Роет крот подземный ход,

Разрывает огород.

Рак-радист принёс морзянку:

Рыбы просят жира банку.

Галка села на палку,

Палка ударила галку.

Наш Полкан попал в капкан,

Плохо Полкану в этом капкане.

Клава искала булавку,

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень —

Искала булавку весь день.

Игра «Радужные шары».

У.-д. А теперь, ребята, посмотрите сюда. К нам прилетели радужные шары. На цветных шарах наклеены буквы. Вы должны расположить их по цветовой гамме. Выполнив задание, дети читают слово «Победа». Это означает, что страна Фонетика расколдована, Бука-Злюка побеждена.

Пословица.

Злость сердце сжигает,

Дружба всё побеждает.

Педагог и дети размышляют над смыслом пословицы.

Н. Грищенко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress