Написать нам
Популярно
1   0   123

Лексический игровой комплекс для дошкольников «Разные кнопки»

Цель: уточнить многозначность слова «кнопка» и представления о ее применении в быту. Поощрять познавательную активность, любознательность детей при ознакомлении с бытовой техникой.

В. Дети, что такое «кнопка»? Вы когда-нибудь ее видели?

Кто-то из детей пытается объяснить значение этого слова. При удачном объяснении педагог показывает имеющийся у него предмет, например: тонкий, короткий гвоздик с широкой плоской шляпкой — это канцелярская кнопка.

В. Зачем человеку понадобилась такая кнопка? (Для закрепления бумаги или ткани.)

Если дети не могут дать объяснение, то педагог демонстрирует действия с предметом, а дети их называют. Предоставляется возможность для фантазирования: как можно еще использовать такую кнопку? Например, приклеить к пластилиновому ежику вместо иголок, использовать вместо мозаики на листе картона, нанизать на нитку вместо бусинок и т. п.

Следующим предметом для демонстрации детям является электрический звонок, которым педагог обращает внимание детей на кнопку электрического звонка.

В. Для чего нужна эта кнопка? Как ею мы пользуемся в быту? Придумайте предложение с этим словосочетанием в ситуации, когда вы идете к кому-то в гости; когда к вам кто-то пришел.

Здесь необходимо оговорить и даже обыграть ситуации правил безопасности (не впускать чужих людей в квартиру) и правил вежливого поведения: поздороваться, представиться и позвать друга.

Кнопка управления, которую дети могут видеть на дистанционных управлениях телевизором, на компьютерных клавиатурах и «мышках», на корпусах различных электроприборов и т. д.

В. Кто может пользоваться этими системами? Можно ли играть с такими предметами и нажимать кнопки управления без надобности и без знания техники безопасности?

«Застежка-кнопка»: воспитатель просит детей показать на своей одежде, обуви разные варианты таких кнопок, которые состоят из двух частей, входящих одна в другую.

Педагог предъявляет детям несколько пар перчаток, на одной из которых имеется кнопочная застежка. Их можно примерить и объяснить, чем такая застежка удобнее пуговиц, «молний», резинок и т. д. Здесь же можно поиграть в игру «Хорошо — плохо», когда детям раздаются разные виды перчаток и просят разрекламировать именно свою пару, выделяя преимущества ее застежки и умаляя достоинства других перчаток.

Педагог читает: «В большом магазине было много людей, все куда-то двигались, толкали друг друга, суетились. Вдруг раздался громкий плач. У прилавка с игрушками образовался круг из толпы людей, в середине которого громко рыдал малыш. Оказалось, что он засмотрелся на машинки и потерял свою маму! Как же было жалко эту кнопку!»

В. Дети, кого это автор назвал таким словом, и почему? Есть ли среди ваших друзей, близких, знакомых такие, кого шутливо и ласково называют кнопочкой? Вспомните сказку, в которой одного из героев звали Кнопочкой! («Приключения Незнайки и его друзей».)

Заканчивая разговор о значении данного слова, делаем вывод: кнопка — слово многозначное, потому что оно называет разные предметы, их признаки в чем-то сходны между собой.

«Рифмовочка»

Цель: упражнять детей в подборе рифмующихся слов, в выделении признаков предметов и в составлении загадок по принципу «НО НЕ».

В игре с мячом дети пробуют подобрать рифму к словам «КНОПКА» и «КНОПОЧКА»: коробка, лодочка, ловко, нотка, метко, ветка, веточка, лампочка, дырочка, Колечка, Олечка и т. д.

— Доскажи словечко! — педагог читает начало двустишия, а дети подбирают рифму по смыслу:

Маленькая кнопка

Жила в одной …коробке.

Выложу из кнопок

Много лесных… тропок.

Подарить мне кнопочку

Попрошу я… Вовочку.

Не поможет даже кнопка,

Если протекает… лодка.

Составление загадки (ТРИЗ) о канцелярской кнопке:

В. На что похожа кнопка по форме? (Круглая, как… (что)?) (Тарелка, конфетти, монета, пуговица и т. д.)

На что похожа кнопка по величине? (Маленькая, как… (что?) (Муха, комарик, ноготок, пуговка и т. д.)

На что похожа кнопка по материалу? (Железная, как… (что?) (Монетка, нож, гвоздь, спица, проволока и т. д.)

Что еще такое же острое, как кнопка? (Иголка, гвоздь, спица, копье и т. д.)

Похожие названия частей: шляпка и носик, как у кого? (Грибочек, комар, Буратино, гном и т. д.)

Дети подбирают предметы и действия (глаголы) к выделенному признаку (2—3 слова) и выбирают из них более рифмующиеся:

Круглая пуговка, но не пришить,

Маленькая муха, но не летит,

Железная монетка, но не продать,

Острая спица, но не связать.

В шляпке грибочка, но не растет,

Нос комара, но кровь не пьет.

Держит бумагу на стенке ловко!

Догадались? Это… (Кнопка.)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress