Написать нам
Лайк   0   107

Развлечение к Новому году для детей старшей группы «Рождественская ночь»

Развлечение с использованием театра теней (по мотивам легенды «Святая ночь» С. Лагерлёф)

Программные задачи: формировать у детей представления о Рождестве; развивать творческие способности; воспитывать моральные и эстетические чувства.

Материал и оборудование: экран для теневого театра, костюм Сказительницы, силуэты: Мария, Иосиф, Младенец в яслях, Пастух (с посохом), Месяц, Бык, Пёс, Кошка, Козлик, Ослик, воробьи, — из картона, окрашены тушью в чёрный цвет, Звезда, Ангел, Костёр — из плёнки, окрашены в золотистый и розовый цвета.

Фильмоскоп (или слайд-проектор), подсветка: луч лампы 150 Вт, направленный на экран, подсветка радужной лампы (или плёнка радужной окраски, помещённая перед основным лучом), гирлянды, украшенная ёлка, музыкальный центр.

Аудиозаписи: минусовой фонограммы песни «Рождество» (сл. Р. Паниной, муз. А. Варламова), «Вальса снежных хлопьев» (хора детских голосов) из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, в аранжировке для детей (аудиодиск «Классика для малышей»): «Ave, Maria» Ф. Шуберта, «Канон» В. Моцарта.

Действующие лица: Сказительница, осветитель, 2 актёра.

Зал украшен к Новому году.

Установлена ширма теневого театра, за ней — оборудование, впереди — стул для Сказительницы, перед ним — ряды стульчиков для детей. Освещение в зале приглушено. Звучит аудиозапись «Ave, Maria» Ф. Шуберта (в аранжировке для детей). Входит Сказительница и садится перед ширмой теневого театра.

Сказительница. Я расскажу вам удивительную историю. Её можно назвать сказкой или чудом, но всё это — чистая правда. (Освещение зала постепенно гаснет.)

Много-много лет назад в маленьком городке Назарете жила юная девушка по имени Мария. (Лампа включается. Слева направо перемещается фигура Марии, посередине останавливается.)

Родители Марии умерли рано, и она росла сиротой при храме. Она была трудолюбива, скромна, добра и удивительно чиста сердцем, все дни свои проводила за работой или в чтении.

Однажды, когда Мария была одна, (включается подсветка радужной лампы) ей показалось, что всё вокруг озарилось ослепительным светом и сама Звезда с неба заговорила с ней. (Справа вверху появляется Звезда.)

Звезда. Радуйся, Мария! Скоро у тебя родится сын, и ты дашь ему имя Иисус. И будет он Великим Учителем — научит людей жить в мире Света, Добра, Справедливости.

Сказительница. И ничего не спросила Мария, но ответила…

Мария. Вот я, и да будет мне по слову Твоему…

Сказительница. Так и случилось — под сердцем у неё поселилась радость великая. (Подсветка гаснет, Звезда исчезает, аудиозапись заканчивается.) Марию принял в свой дом добрый и милосердный человек по имени Иосиф. (Появляется Иосиф.) Он заботился о Марии и о ребёнке, которого носила она под сердцем. (Свет гаснет.)

Скоро нужно было им ехать в другой город с красивым названием Вифлеем. В те времена не было ещё ни машин, ни поездов, ни самолётов. Мария с Иосифом поехали на ослике. Путь их был долгим. Когда же они решили отдохнуть, оказалось, что все гостиницы были переполнены, и усталым путникам нигде не нашлось места.

Тем временем пришёл час Марии рожать ребёнка. Врачей и больниц в те далёкие годы было очень мало. Тогда один добрый человек сжалился над молодой женщиной и предложил Марии и Иосифу остаться в пещере, куда он на зиму загонял овец и коз. И вот, родила Мария ребёнка в обычном хлеву и положила в ясли — ящик, куда подкладывают корм для животных. (Свет зажигается. Посередине экрана — Младенец в яслях, слева от него — Мария, справа — Иосиф подходит к Марии.)

Сказительница. Младенец был прекрасен, и Мария с Иосифом сразу полюбили его так же крепко и нежно, как вас любят ваши мамы и папы, милые дети. Мария нежно ласкала сына, а Иосиф сказал:

Иосиф. Назовём его Иисус.

Сказительница. В пещере было очень холодно, и нужно было согреться. И пошёл тогда Иосиф искать огонь. (Иосиф уходит справа налево. Экран гаснет.)

Сказительница. Он уходил всё дальше и дальше от пещеры. Была глубокая ночь, и люди уже спали. Никто не откликался, когда Иосиф переходил от дома к дому и стучал в окна. Наконец, Иосиф заметил костёр. (Свет зажигается. Посередине экрана — костёр, слева — Пастух, справа к нему приближается Иосиф.)

Это старый Пастух стерёг своё стадо овец. Иосиф приближался к костру, но вот чудо: пугливые овцы даже не пошевелились, а злые собаки-сторожа смирно отошли в сторону, даже не залаяв. Иосиф спокойно подошёл к костру. (Иосиф останавливается.)

Иосиф. Друг! Помоги! Дай мне огня! Моя жена только что родила ребёнка, и мне надо согреть её и младенца.

Сказительница. Огонь почти догорел, в костре лежала только куча раскалённых докрасна углей, и Пастух решил, что незнакомец не сможет унести их с собой, поэтому молча указал на костёр. (Иосиф «наклоняется» над костром, выпрямляется, идёт справа налево.) Иосиф наклонился, взял горящие угли голыми руками и понёс, словно то были яблоки. И снова чудо: угли не жгли ему руки! Пастух увидел это.

Пастух. Постой! Скажи мне, почему животные и вещи так милостивы к тебе? Что это за ночь, когда собаки не кусают, овцы не пугаются, а огонь не жжёт? (Иосиф останавливается.)

Иосиф. Я не могу объяснить тебе этого, раз ты сам не видишь.

Сказительница. Так ответил Иосиф и поспешил к пещере. (Иосиф уходит. Экран гаснет.) Удивлённый Пастух побежал за ним. Он бежал тайком, боясь, что Иосиф прогонит его, но старался не потерять незнакомца из виду. Скоро пришли они к пещере. (Экран загорается. Посередине экрана — Младенец в яслях, слева — Мария, справа подходит Иосиф, слева — Пастух.)

Сказительница. В ней не было ничего, кроме голых холодных каменных стен. Но там была молодая женщина и только что родившийся младенец. Малыш лежал в яслях на охапке душистого сена, а его мать тихо пела колыбельную песенку. И подумал Пастух, что бедный невинный малютка может насмерть замёрзнуть и, хотя он был суровым и грубым человеком, растрогался до глубины души. Никогда и никем невиданные слёзы показались на его глазах.

(Звучит аудиозапись «Вальса снежных хлопьев» (хора детских голосов) из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.)

В сердце его затеплился огонёк доброты и сострадания. И тогда Пастух снял со своих плеч белую овчину и отдал её незнакомому человеку и его жене, чтобы они укрыли своего малютку. (Включается подсветка радужной лампы.).

В тот же миг старый Пастух услышал то, что раньше не мог слышать, и увидел то, что раньше не мог видеть. Он увидел, как в пещере сияет яркий свет, царит ликование и радость. Он услышал нежную музыку, тихо звучавшую среди безмолвной ночи. (Сверху над экраном появляется Ангел.) Он увидел во мраке скользящие по небу светлые лучезарные создания — небольшие хоры ангелов, чьё пение звенело так же радостно, как детский смех, и так же беспечно, как щебетание жаворонков.

Ангел. В эту ночь родился Христос, самый чистый и лучший из сынов человеческих. И будет он Великим Учителем — научит людей жить в мире Света, Добра, Справедливости. Имя его будет жить вечно! (Ангел исчезает. Аудиозапись постепенно затихает. Экран гаснет.)

Сказительница. Так раскрылся секрет той рождественской ночи. С тех пор каждый год приходит на землю Рождество. И ангелы летают в поднебесье каждую рождественскую ночь. И мы могли бы видеть те же чудеса, которые видел давным-давно старый Пастух. Если бы мы только умели смотреть!

Дело в том, чтобы иметь глаза, которые могли бы видеть величие Добра и Любви, величие Милосердия, величие Учителя всех людей, нужно быть очень добрым, чистым, верным и искренним сердцем своим. Тогда самые чистые и добрые увидят те чудеса, которые увидел Пастух, и услышат те песни, которые он слышал. (Свет за экраном включается. Посередине — Младенец в яслях.)

В яслях спал на свежем сене

Тихий крошечный Христос.

(Слева из верхнего угла показывается Месяц.)

Месяц, вынырнув из тени,

Гладил лён его волос.

(Справа к яслям вплотную «подходит» Бык.)

Бык дохнул в лицо младенца

И, соломою шурша,

На упругое коленце

Засмотрелся, чуть дыша.

(Справа из верхнего угла появляется стайка Воробьёв.)

Воробьи сквозь жерди крыши

К яслям хлынули гурьбой,

А Бычок, прижавшись к нише,

Одеяльце мял губой.

(Слева к яслям вплотную подходит Пёс.)

Пёс, прокравшись к тёплой ножке,

Полизал её тайком.

(Справа двигается к Быку Кошка, рядом останавливается.)

Всех уютней было Кошке

В яслях греть дитя бочком…

(Слева к Псу двигается Козлик, рядом останавливается.)

Присмиревший белый Козлик

На чело его дышал,

(Справа медленно двигается Ослик.)

Только глупый серый Ослик

Всех беспомощно толкал:

«Поглядеть бы на ребёнка

Хоть минуточку и мне!»

И заплакал звонко-звонко

В предрассветной тишине…

(Включается аудиозапись финала хора детских голосов.)

А Христос, раскрывши глазки,

Вдруг раздвинул круг зверей

И с улыбкой, полной ласки,

Прошептал: «Смотри скорей!..»

С. Чёрный

Включаются подсветка радужной лампы, лампочки вокруг экрана, гирлянды на ёлке и в зале.

Звучит минусовая фонограмма песни «Рождество» (сл. Р. Паниной, муз. А. Варламова).

Дети и Сказительница становятся перед экраном, исполняют песню.

1-й ребёнок.

В этот светлый праздник —

Праздник Рождества —

Мы друг другу скажем

Тёплые слова.

2-й ребёнок.

Тихо снег ложится:

За окном зима,

Чудо здесь свершится

И зажжёт сердца.

3-й ребёнок.

Пусть улыбки ваши

В этот дивный день

Будут счастьем нашим

И подарком всем.

4-й ребёнок.

Льются звуки жизни,

Счастья и добра,

Озаряя мысли

Светом Рождества.

А. Хомяков

Сказительница. С Рождеством!

Все. С Рождеством!

Включается полное освещение зала. Звучит аудиозапись «Канон» В. Моцарта (в аранжировке для детей). Зрители покидают зал.

Методические указания к новогоднему развлечению

Экран для теневого театра лучше всего изготовить из ватмана, туго (как барабан) натянув его на деревянную раму и установить на высоте 1,5—1,7 м, чтобы не было видно сидящих за ним актёров и Сказительница, сидящая перед ним, не мешала восприятию. Стулья для детей следует разместить недалеко от экрана, чтобы они чётко слышали текст. Слова актёры произносят, подражая персонажам, повышенным голосом, с хорошей артикуляцией или в микрофон. Это проверяется на репетициях.

Фигурки теневого театра плоскостные, поэтому персонажи двигаются всегда строго в одном направлении, не заходя одна за одну и не поворачиваясь. Лучше всего их сделать с подвижными креплениями.

Голоса таких персонажей, как Звезда и Ангел лучше записать на фонограмму — так они будут звучать «волшебнее».

Вторая часть спектакля — инсценировка стихотворения С. Чёрного — может быть использована отдельно — для детей младших групп.

Литература по проведению новогоднего развлечения:

1. Лагерлёф, С. Легенды о Христе / С. Лагерлёф. — М.: Детская литература, 2012.

2. Чёрный, С. Детский остров / С. Чёрный. — М.: Рипол-классик, 2013.

 

Т. Красниченко


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress