Написать нам
Популярно
1   0   433

Что такое ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) в работе с детьми

Теория решения изобретательских задач была разработана бакинским ученым Генрихом Сауловичем Альтшуллером около 50 лет тому назад.

Автор пришел к выводу — законы развития техники можно (и необходимо) изучать. Интеллектуал, человек необычных способностей и большого таланта, писатель-фантаст, Генрих Саулович проанализировал творческий опыт многих поколений изобретателей, а также широкий патентный фонд, обобщил итоги более сорокалетних исследований в области изобретательской деятельности. Оказалось, что существуют технические противоречия, которые можно решить с помощью типовых приемов. Отсюда и возник принцип ТРИЗ — изобретателем может стать каждый!

В чем преимущество ТРИ3 в решении технических задач?

Традиционная методика поиска новых творческих решений основывается, в основном, на методе проб и ошибок. Поиск ведется обычно вслепую, а его итоги в большинстве случаев обусловливаются квалификацией и технической компетентностью самого изобретателя, его субъективными подходами к решению конкретной задачи. Кроме того, от разработки до разработки выполняется и повторяется много трудоемкой работы (например, патентный поиск), которая в конце концов не обязательно приведет к наилучшему варианту решения.

Поиск же решений на основе ТРИЗ строится на системе логических операций, которые предусмотрены закономерностями развития технических систем.

В этом основная идея теории: технические системы возникают не произвольно, а по определенным законам, которые можно познавать и использовать. Использование этих законов необходимо для сознательного решения изобретательских задач без множества пустых проб.

ТРИЗ превращает производство новых технологий в точную науку, так как решение изобретательских задач строится по системе логических операций.

Неразумно и расточительно работать лопатой, когда есть экскаватор, носить на себе груз, когда есть автомобиль. Неразумно ждать творческого «озарения», когда можно воспользоваться системным инструментом, способным направить мысль в нужном направлении и выполнить большую часть рутинной, малоинтересной работы.

Над проблемой ТРИЗ работают многие ученые, изобретатели.

Наиболее известные среди них: Михаил Шустерман, Валерий Циркунов. Белорусский ученый В. Циркунов, который в 1975 году совместно с группой специалистов начал проводить работы по объединению богатых возможностей ТРИЗ с современной вычислительной техникой. Более пяти лет в Минске работает основанная им научно-исследовательская лаборатория изобретающих машин (НИЛИМ), которая разрабатывает комплексы компьютерных программ под общим названием «Изобретающая машина».

В 1982 г. была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 80-х начала проводить специальные семинары.

Книги и статьи о ТРИЗ издаются во многих странах мира. В США, Англии, Финляндии, Израиле, используя ТРИЗ, подготавливают школьников, студентов, инженеров.

У многих возникает вопрос, как же всю эту фантастическую перспективу нашей техники можно отнести к педагогике, воспитанию и обучению детей, возможен ли такой союз, и насколько он будет эффективен? Педагоги-новаторы, специалисты по проблемам педагогики утверждают: такой союз не только возможен, но и необходим!

Общеизвестно, что наша традиционная система обучения признана лучшей, чем на Западе.

Но образование основывается на обычной и емкой схеме: «знания — умения — навыки». Жизнь за последние годы стала новой, а система образования (в основном, методы обучения и воспитания) — старой. При достаточно высоком уровне успеваемости практически полностью отсутствует творчество. Ведь современная жизнь не встречает бывших школьников хорошо налаженным механизмом действий, в точный ритм которого они могли бы вклиниться стройными рядами. На каждом шагу их ждет «бездорожье», редко где их ждут открытые двери…

Вот почему необходимо развивать у детей творческое мышление. Необходимо сегодня учить ребенка видеть вокруг себя задачи, проблемы, противоречия, конфликты и искать пути их решения. Тогда завтра мы научим новое поколение выбирать правильные, лучшие идеи.

ТРИЗ является инструментом решения проблемных задач.

Технология Г. Альтшуллера в течение многих лет с успехом использовалась в работе с детьми на станциях юных техников, где возникла и стала развиваться вторая часть ТРИЗ — творческая педагогика, а затем и ее новый раздел — теория развития творческой личности.

Каковы конкретные проблемы, которые может решить союз ТРИЗ + Педагогика?

Развитие творческого мышления — это новое приоритетное направление педагогики. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведет к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.

В 70—80-е годы ТРИЗ получает широкое распространение в школах и училищах благодаря семинарам, проводимым Г. С. Альтшуллером и его учениками.

В детский сад ТРИЗ пришла совершенно случайно. В городе Находке участники очередного семинара для инженерно-технических работников попросили показать им занятие по программе «ТРИЗ» с детьми в школе. Но по ошибке слушателей семинара привезли в детский сад, в подготовительную группу. Это недоразумение позволило ТРИЗовцам открыть для себя мир дошкольного детства и решило одну из главных проблем: когда, с какого возраста можно начинать приобщение ребенка к решению изобретательских задач.

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используют в детском саду для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения и мышления.

Воспитателям дошкольных учреждений, учителям начальной школы необходимо как можно быстрее использовать в своей ежедневной работе методику ТРИЗ, чтобы ребенок с детства был включен в творческий процесс, в синтез загадок, сказок, нестандартных и фантастических ситуаций.

ТРИЗ — система достаточно сложная и многоуровневая, поэтому в детских садах и начальной школе эффективно изучение только ее основы.

Цель ТРИЗ — не просто развить у детей фантазию, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, воспитывать у детей качеств творческой личности, научить ребенка решать свои маленькие проблемы.

Т. Кочегарова, И. Кунц


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress