Написать нам
Популярно
Лайк   0   295

О пользе туризма для детей-инвалидов

Возросший за последние годы интерес к туризму дал возможность ученым не только провести исследования, но и еще раз подтвердить благотворное влияние природы на восстановление многих нарушенных процессов в организме человека.

Пребывание в естественных условиях повышает работоспособность, снижает восприимчивость к заболеваниям. Благодаря летучим веществам растений повышается жизненный тонус, уменьшается напряжение нервной системы, а сон на свежем воздухе и дозированное общение с солнцем оказывают иногда более выраженное воздействие, чем лекарства. Доказано, что и закаливание организма, в том числе воздухом, приводит к повышению обмена веществ, причем изменения отмечаются даже на клеточном уровне.

Большим оздоровительным эффектом обладает двигательная активность на свежем воздухе, которая важна для лиц с ограниченными возможностями в любом возрасте, но в большей степени актуальна для детей-инвалидов. Являясь для них главным средством психологического развития, двигательная активность несет в себе значительный оздоровительный эффект. К примеру, если физические упражнения улучшают общее состояние организма, то плавание в естественных открытых водоемах не только стимулирует иммунные ресурсы, но и полезно детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

В процессе освоения ранее незнакомой туристической деятельности у детей-инвалидов происходит переоценка своих возможностей.

Прежде всего это связано с тем, что туристические мероприятия совершаются в группе, что расширяет круг общения инвалидов, способствует психологической мобилизации и повышению жизненной активности, позволяет им выйти из замыкания в узком кругу. Вступает в силу и «психотерапия посредством группы» как основа коррекции отклоняющегося «инвалидного» поведения, что само по себе является основой устранения девиантного поведения в процессе социальной реабилитации.

Свою положительную роль играет и активное совместное обучение детей-инвалидов и взрослых инвалидов.

Детям передается информация о позитивном опыте адаптации к жизни, они знакомятся со специфическими социальными технологиями решения бытовых проблем и т.д. Особенно заметно какое сильное эмоциональное воздействие на них оказывает знакомство с семейной жизнью инвалидов, опытом рождения и воспитания их собственных детей, что весьма позитивно отражается на стремлении в будущем создавать свои семьи.

Важное отличие туризма от других видов реабилитации — возможность повышения уровня жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями за счет освоения навыков жизнеобеспечения и автономного существования вдали от цивилизации. В этих условиях проявляются скрытые потенциалы детей с ограниченными возможностями, развиваются их физиологические и психические функции, что особенно важно для детей с наследственными дефектами, для детей, которые часто не догадываются о своих собственных возможностях.

Влияние туризма как средства социальной реабилитации на личность детей с ограниченными возможностями несомненно.

При активном занятии туризмом некоторые психофизические параметры могут приобрести позитивную динамику: происходит усиление личностной позиции и доминирование потребности достижения; проявляется способность к риску; склонность к быстроте принятия решения; значительно повышается уровень притязаний, решительности, уверенности в себе; появляется стремление к самостоятельности и независимости.

Однако, в отличие от массового, интерес к инвалидному туризму по-прежнему незначителен. Причины кроются в необходимости привлечения значительных материальных средств, а также подготовке специалистов, знающих специфику работы с инвалидами.

При формировании тургруппы следует учесть, что не менее чем на 70% она должна состоять из людей с ограниченными возможностями разного возраста. Неравномерный уровень ограничений жизненных способностей определяет количество привлеченных людей и вспомогательных средств. Если основной состав — инвалиды с выраженными дефектами, необходим сопровождающий инструктор для каждого инвалида.

При умеренно-выраженных дефектах — проводник-инструктор, а помощники (родственники, волонтеры) могут обслуживать нескольких инвалидов. В случае состава тургруппы из инвалидов со слабо выраженными дефектами можно ограничиться инструктором и проводником. Если в мероприятии принимают участие лица с отклонениями в состоянии здоровья, в состав организаторов должен войти врач, имеющий необходимые лекарства и инструменты.

Достаточно сложной проблемой является характер взаимоотношений инвалидов и здоровых людей — инструктора, помощников и сопровождающих. Доминирование в процессе социального взаимодействия людей с ограниченными возможностями ведет к тому, что иногда инвалиды начинают рассматривать здоровых людей как вспомогательный персонал, в большей мере это относится к детям и подростам. Существует и обратная ситуация, когда здоровые люди занимают доминирующую роль, что ведет к формированию у инвалидов неуверенности в себе, усиливает чувство беспомощности.

Иногда организаторы подобных турмероприятий, особо не задумываясь, привлекают в качестве помощников молодых волонтеров, специально не подготовленных к этому виду деятельности. Тогда возникают проблемы из-за неготовности многих из них общаться с инвалидами.

Определением состава тургруппы подготовительная работа не завершается. Для усиления реабилитационного характера турмероприятия после предварительного обучения на каждого участника группы необходимо возложить отдельные, посильные для него обязанности; прикрепить к ним в качестве помощников-учеников детей-инвалидов.

Разжигание костра, приготовление пищи на костре, установка палаток — все это инвалиды могут и должны делать сами при минимальной поддержке со стороны здоровых членов тургруппы. Это способствует закреплению навыков по самостоятельной организации быта в экстремальных условиях, повышению самооценки, переоценке степени негативного влияния имеющегося дефекта на функциональные возможности организма.

Пребывание в среде инвалидов, пользующихся равными правами, способствует снижению эгоцентризма. Поэтому важно, чтобы инвалид, в обычной жизни «объект заботы» со стороны окружающих, сам активно взаимодействовал с другими инвалидами и здоровыми людьми в целях жизнеобеспечения группы.

Несмотря на известные сложности в организации инвалидного туризма, материальные затраты, польза от оздоровительного влияния природной среды и физической активности на свежем воздухе как для взрослых, так и детей-инвалидов очевидна.

Прежде всего, кардинальная смена обстановки; расширение и изменение круга общения; позитивное влияние группы; функционирование в группе, состоящей из равных по социальному статусу лиц; наблюдение за успехами других; изменение социальной роли за счет перехода от роли опекаемого к роли активного субъекта взаимодействия. Кроме того, происходит повышение жизненного потенциала за счет приобретения нового жизненного опыта, освоения новых знаний и умений, а также расширения среды обитания в плане освоения новых природно-климатических зон и новых видов жизнедеятельности.

А. Смагин


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress