Написать нам
Популярно
1   0   124

Как сберечь детское зрение?

Глаза, вне всякого сомнения, можно считать важнейшим из органов чувств — благодаря зрению поступает более 80% воспринимаемой нами информации о действительности. Более того, глаза — единственный орган чувств, не имеющий каких-либо ограничений на дальность восприятия.

Глаз обладает способностью видеть и при очень ярком солнечном свете, почти в полной темноте, сводя воедино миллионы световых сигналов. Он различает огромное количество цветовых оттенков, глазами оценивается положение предметов в пространстве, их объем, многое другое.

Орган зрения — довольно сложный аппарат. Многие сравнивают его с фотоаппаратом, хотя глаз устроен значительно сложнее. В нем имеется система линз (роговица, влага передней камеры, хрусталик, стекловидное тело) и фотопленка — сетчатка, где в результате очень сложных фотохимических процессов возникают биотоки, передающиеся по зрительным путям к корковым центрам затылочной части мозга. Цивилизация дала нашим глазам гигантские нагрузки. Уже с 3—5 лет дети начинают читать. Затем учеба в школе, в институте, работа…

Причины расстройств зрения у детей и подростков могут быть бактериального, вирусного или грибкового происхождения.

Также это могут быть заболевания, вызванные аллергическими, токсическими, химическими и физическими факторами. Наиболее часто наблюдаются болезни век, слезного аппарата, конъюнктивы, роговицы, склеры, сосудистого тракта, сетчатки и зрительного нерва.

На зрительные функции оказывают неблагоприятное влияние различные общие заболевания организма, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия труда и быта, вредные привычки. 75% всех заболеваний органа зрения происходит вследствие общих заболеваний. Так, например, при поражении сердечно-сосудистой системы, крови и почек страдают и кровеносные сосуды сетчатки глаз, что может привести к кровоизлияниям, дистрофическим изменениям в сетчатке, а также расстройствам кровообращения с последующей слепотой. Нередко причиной заболевания глаз могут быть и инфекционные заболевания.

Особое место среди зрительных расстройств занимают аномалии рефракции — наиболее частая причина снижения зрения у детей и подростков. Зрение не у всех людей одинаково. Одни видят хорошо как вблизи, так и вдали, не испытывая при этом каких-либо затруднений. Другие видят предметы, расположенные вблизи, хорошо, а удаленные — хуже. Остальные, чтобы хорошо видеть удаленные и особенно близко расположенные предметы, вынуждены постоянно напрягать зрение. Это происходит оттого, что соотношение между преломляющей силой оптических средств и переднезадним размером глаза различны, и лучи света не всегда могут фокусироваться в области сетчатки.

Серьезную причину зрительных расстройств составляют травмы глаз. Статистика констатирует, что число травм очень велико, причем мальчики страдают чаще, чем девочки. Наиболее часты механические повреждения слизистой век, глазного яблока, роговицы, радужных хрусталиков.

Довольно часто у детей происходят ожоги глаз. Как правило, это результат воздействия на глазное яблоко химических веществ, высокой температуры, лучистой энергии. Химические ожоги вызываются щелочами, кислотами и другими агрессивными веществами. Наиболее опасны щелочи — они растворяют белки тканей и через 2—3 минуты после ожога глубоко проникают в глаз: роговица мутнеет, частично отмирает, поврежденная ткань отторгается, что приводит к слепоте.

Здесь следует помнить, что нашатырный спирт, известь, силикатный клей, анилиновые красители — это щелочи, и обращаться с ними нужно очень осторожно. Очень часто возможен травматизм и во время спортивных занятий, если нарушается техника выполнения того или иного физического упражнения.

Столь краткий информативный обзор значимости глаз как органа зрения, информация о патологических процессах позволяет предпринимать меры профилактики ряда заболеваний еще с детства.

Все биологические процессы, протекающие в организме ребенка, подчинены определенному ритму. Прежде всего нужно приучить детей к правильному режиму дня, представляющему собой разумное чередование различных видов деятельности и отдыха. Распорядок дня в дошкольном учреждении, расписание занятий в школе целесообразно составлять таким образом, чтобы за уроками со зрительным напряжением проводились физкультурные или музыкальные занятия. Во время динамических перерывов необходимо активно использовать это время для отдыха, приема пищи, восполнения недостатка в движении. Укорочение перерыва между занятиями не позволяет снять зрительное и общее утомление. Для снятия зрительного утомления в середине каждого занятия или урока необходимо проводить физкультминутки для глаз, разработанные В.Ф.Базарным. Эта методика направлена на снятие зрительного утомления, против формирования рефлекса низко склоненной головы и возникающих на этой основе нарушений осанки.

С возрастом все больше ощущается недостаток движения. Старайтесь в день делать не менее 10 тысяч различных движений. Сюда следует включать и ежедневную 10—20-минутную утреннюю гимнастику, активные игры на динамических переменах, дневную и вечернюю прогулки — все это суммарно должно составлять не менее трех часов.

Сохранению работоспособности учащихся способствует и последовательность в приготовлении домашних заданий. Желательно начинать с самого легкого предмета, тогда настроенность нервной и других систем организма облегчит последующее усвоение трудного материала. Лучше всего заканчивать подготовку домашнего задания любимым предметом — это доставит удовольствие.

Чтение художественной литературы по нагрузке на зрение и центральную нервную систему близко к аналогичной при выполнении домашних заданий. Поэтому ребенку не следует браться за чтение даже самой интересной книги тотчас по возвращении из школы. Лучше погулять на воздухе, пообедать, а после этого приступить к чтению.

Учащиеся младших классов могут читать без перерыва не более 20 минут, старшие школьники — 30 минут, с последующим кратковременным перерывом для отдыха глаз.

Режим дня включает в себя пассивный отдых — дневной и ночной сон. Продолжительность дневного отдыха не более часа, ночного — 9—12 часов, при этом отход ко сну должен быть в одно и то же время, но не позднее 20.30 для младших и 22.30 часов для старших школьников. Сон должен быть глубоким и спокойным. Этому способствуют свежий воздух в спальне, чистая постель, отсутствие шума и яркого света.
Необходимо помнить, что на утомляемость глаз оказывают влияние условия, в которых ребенок занимается. Большое значение имеет посадка за столом или партой. Чрезмерное приближение глаз к игрушке, книге, предметам обусловливает утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают наклоненную голову во время игры, чтения или письма.

Определенную статическую нагрузку, которая возрастает при несоответствии размеров мебели, испытывает ребенок, находясь в детском саду или школе. При правильной посадке ступни обеих ног должны касаться пола, предплечья свободно опираться на столешницу, спина — на спинку сиденья, что обеспечивает правильное положение позвоночника. Наклон столешницы на 12—15° создает благоприятные условия для зрительной работы. С этой же целью книгу во время чтения за столом лучше всего держать в наклоненном положении, используя специальную подставку. Окраска столов должна быть светлой. Это способствует повышению уровня освещенности игровой комнаты или классного помещения и уменьшает зрительное утомление.

Для полноценной зрительной работы важно хорошее освещение места, где занимаются дети. Оптимальные условия создаются при достаточном по силе и равномерном естественном освещении.

Значительная часть зрительной работы, особенно в осенне-зимний период, выполняется при искусственном освещении. Поэтому оно должно быть правильно распределено в помещении и обеспечивать достаточное количество равномерного света. Рабочее место должно освещаться настольной лампой мощностью не ниже 60 Вт. При этом лампу надо располагать так, чтобы свет от нее падал с левой стороны, ничем не затемнялся, а глаза оставались в тени. Ставить мощный источник света сзади нельзя, так как при этом тень, падающая от тела, будет затемнять рабочую поверхность. Необходимо следить за тем, чтобы расстояние от глаз до рабочей поверхности было не менее 30—36 см.

Сегодня телевидение, компьютер стали доступными источниками информации, а для ряда детей и подростков — основным видом досуга. Если проводить у экрана по 3—4 часа в день, заметно снижается восприятие передачи, наступает зрительное утомление, отмечается расстройство сна, нередки головные боли.

Сидеть перед телевизором следует на расстоянии 2,5—3 м от экрана (но не далее 5 м) и обязательно прямо перед ним, так как на более близком расстоянии глаза из-за мельканий изображения быстро устают, а электрическое поле, создаваемое телевизионным приемником на расстоянии до 0,5 м, превышает допустимую норму. Экран при этом должен находиться примерно на уровне глаз сидящих зрителей или чуть-чуть ниже. Не рекомендуется смотреть телепередачи в темноте. Комната должна быть неярко освещена, лампу следует размещать так, чтобы свет не попадал в глаза и не отражался на экране. В противном случае наступает зрительное утомление из-за большой контрастности яркого изображения и темного фона.

Не следует смотреть телевизор лежа. И, разумеется, просмотр телепередач не должен мешать сну и отдыху. Звук должен быть умеренным, а изображение — четким.

Полноценное и разнообразное питание имеет первостепенное значение среди факторов, обеспечивающих нормальный рост и развитие, регулирующих жизнедеятельность внутренних органов, центральной нервной системы и, конечно, зрения. Большое значение имеют режим и культура питания. Основой жизнедеятельности организма являются белки, обеспечивающие обмен веществ, а также полноценное зрение. Эти органические соединения нельзя ничем заменить. Они поступают в наш организм только с продуктами питания. Больше всего белков содержится в молоке, мясе, рыбе, яйцах, картофеле, горохе.

Основным источником энергии являются жиры и углеводы. Жиры необходимы человеку для усвоения минеральных солей и витаминов. Они обеспечивают защиту организма от инфекции, увеличивают его устойчивость к холоду. Предпочтение следует отдавать растительным жирам. Необходимо соблюдать умеренность в употреблении углеводов.

Особую роль в сохранении здоровья и полноценного зрения играют витамины.

Печень, сливочное масло, яичный желток, морковь, петрушка, зеленый лук, щавель, черная смородина, черника, томаты, персики, абрикосы и другие продукты содержат каротин, который в организме человека превращается в витамин А. Его недостаток приводит к отставанию в росте и развитии, при этом наблюдаются расстройства сумеречного зрения, а при поражении роговицы — глубокие расстройства, которые могут привести к слепоте.

Витамин В участвует в углеводном обмене, отчасти в обмене белков и жиров, а также в клеточном дыхании. При его недостатке наблюдается поражение центральной нервной системы и периферической. Эта недостаточность проявляется в виде неврита зрительного нерва.

Недостаток витамина В2 приводит к расстройствам питания роговой оболочки, в результате образуются поверхностные сосуды роговицы, ее помутнения, расстройства световой чувствительности и сумеречного зрения. Этого можно избежать при условии достаточного употребления в пищу молочных и рыбных продуктов, яиц, бобовых.

При недостатке витамина С, которого много в цитрусовых, зелени, ягодах, нередко появляются кровоизлияния под конъюнктиву. Не менее важное значение для сохранения полноценного зрения имеют и другие витамины: В6, В12, Д, РР. Для хорошего зрения важен и режим питания. Научные исследования показали, что наиболее целесообразно 4—5-разовое питание. Интервалы между приемами пищи должны составлять не менее 4 часов. Такое питание дисциплинирует организм, приучает к установленному ритму, способствует лучшему усвоению пищи.

Если вы будете выполнять все эти условия, то это поможет вам и вашим детям сохранить зрение, хорошее здоровье, работоспособность, а значит — достичь высоких результатов в течение долгого жизненного пути.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress