RSS  Написать нам
Популярно
kartal escort porno sex maltepe escort pendik escort alanya escort ataşehir escort ataşehir escort ümraniye escort ataşehir escort kartal escort ankara escort ankara escort bayan escort ankara ankara rus escort eryaman escort şerifali escort kartal escort ümraniye escort maltepe escort kartal escort Sincan Escort Bursa escort Ankara escort bayan Çankaya escort Ankara escort escort bayan escort istanbul istanbul escort istanbul escort travesti porno izmir escort izmir escort ankara escort bayan ankara escort sex izle escort bayan bursa escort bayan gaziantep escort bayan denizli escort bayan porno izle indir eskişehir escort eskişehir escort izmir escort ankara escort pendik escort
7   0   859

Психология ребенка с нарушением зрения

С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Несомненно, что поражение зрения или полная слепота обуславливают значительные ограничения чувственного познания не только у детей.

Зрительное восприятие связано со всей сенсорной системой человека, влияет на психофизическое развитие, формирование эмоционально-волевой сферы. Вторичные отклонения затрагивают познавательные процессы, речь и мышление слабовидящих дошкольников.

Зрительное восприятие у слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью.

Формирующиеся у них зрительные представления менее яркие и чёткие, чем у нормально видящих сверстников. Часто зрительные представления искажены. Несмотря на это, зрение остаётся ведущим анализатором.

Внимание — обязательное условие всякой деятельности. Т.к. у ребёнка с аномалиями зрения низкая познавательная активность, то развитие внимания как непроизвольного, так в последствии и произвольного замедляется. В компенсаторном развитии слабовидящих детей большая роль принадлежит совершенствованию внимания во всём многообразии его качеств.

Память дошкольников с патологией органа зрения также имеют свои особенности. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный опыт затрудняют формирование процессов памяти: запоминания, забывания, воспроизведения и узнавания. Наиболее уязвимыми оказываются последние. Это связано с особенностями зрительных ощущений и восприятий слабовидящих дошкольников.

Зрительная патология влияет на формирование речи дошкольников.

В психологии различают следующие функции речи: коммуникативная, обобщающая, регулирующая. Особенности формирования коммуникативной функции речи заключаются в трудностях восприятия образцов артикуляции. Это осложняет формирование фонетической стороны устной речи. Затруднено и овладение словарным запасом, т.к. у слабовидящих дошкольников сужен объём воспринимаемого пространства и ограничено поле деятельности. В свою очередь, это ведёт к отклонению в формировании и смысловой стороны коммуникативной функции речи.

Особенности формирования мыслительных процессов у детей с нарушением зрения зависят от индивидуальных особенностей развития всех психических процессов ребёнка. В развитии человека нет ничего изолированного. Отклонение любой функции организма, любой стороны психического развития влечёт за собой изменения и перестройку всех функций и сторон. Мышление как высшая форма отражения действительности в детском возрасте связано со всеми психическими процессами. Особенности ощущения и восприятия, внимания и памяти влияют на формирование всех мыслительных процессов. Для качественного процесса обобщения необходимо иметь достаточный запас чувственного опыта, уметь выделять главное, существенное. Для развития аналитико-синтетической деятельности необходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих сигналов из внешнего мира. Следовательно, эти процессы вырабатываются в деятельности ребёнка. На формирование процесса абстрагирования влияет практический опыт ребёнка, что тоже возможно только в деятельности.

Существенное значение имеет компенсация функций повреждённого органа за счёт деятельности других анализаторов. Компенсация дефекта происходит в условиях специально организованного коррекционного образования, направленного на максимальное развитие каждого слабовидящего ребёнка. Активное участие в организации данного процесса принимает педагог-психолог.

Поступление в детский сад — первая ступенька в формировании самостоятельных общественных отношений ребёнка вне привычных условий дома. Это новые люди, незнакомая обстановка, более сложные требования — всё это может вызвать страх у маленького человека.

Ведь ребёнок с нарушением зрения находится в более тяжёлых условиях, так как плохо видит окружающее пространство, внешний облик людей.

В нашем дошкольном учреждении адаптационная работа с детьми начинается со знакомства с зонами группы. Мы рассказываем малышу об их назначении, правилах поведения в различных помещениях группы — это поможет ему в преодолении страха незнакомого пространства. Всю работу проводим в игровой форме. Следующий шаг — знакомство со взрослыми, которые будут окружать, и со сверстниками. Обычно ребёнок с глазной патологией испытывает страх перед общением, потому передо мной стоит важная задача — научить ребёнка общаться и играть с другими детьми.

Чтобы процесс адаптации прошёл легче в новых условиях, перед поступлением ребёнка в детский сад проводятся встречи-консультации с родителями. На таких встречах изучаем диагноз заболевания, узнаём о личностных особенностях ребёнка, его привычках и пристрастиях. Эта информация необходима для того, чтобы найти индивидуальный подход к малышу, снизить уровень стрессового воздействия. Первые дни, если у малыша есть проблемы с привыканием к условиям детского сада, родители присутствуют в группе. Для ребёнка с нарушением зрения новая обстановка — всегда стрессовый фактор, а присутствие родителей придаёт ему уверенности и смелости.

После того как ребёнок пройдёт адаптацию к условиям детского сада, тщательно подбираю инструментарий для полного и глубокого обследования его личностных особенностей, распознания социально-психологических характеристик воспитательного микросоциума, особенностей семейного воспитания. На основании полученных результатов совместно с участниками группы сопровождения разрабатываем и составляем индивидуальный маршрут для каждого слабовидящего ребёнка, учитывая уровень его возможностей, желания и интересы.

Готовясь к занятиям, коррекционный материал подбираю индивидуально, в зависимости от особенностей психического развития, обусловленного нарушениями зрения. Детей комплектую в подгруппы с учётом целей актуального и ближайшего развития — это значительно повышает результативность занятий. Занимаюсь разработкой специальных тренинго-игровых занятий для повышения уровня социально-психологической адаптивности ребёнка к негативным тенденциям и воздействиям общества, подготовки ребёнка к интеграции в школу.

Немаловажное значение имеет тесное взаимодействие с родителями воспитанников. Родители могут получить консультацию по вопросам воспитания своего малыша, познакомиться с рекомендациями и публикациями в области новых технологий образования слабовидящих детей.

В 6—7 лет ребёнок с нарушением зрения, как правило, начинает осознавать свой дефект. В этот период у детей может появиться боязнь новых помещений, незнакомых людей и ситуаций, замкнутость и нежелание общаться. Учитывая все особенности данного периода, провожу работу не только с детьми, но и с их родителями, т.к. условия семейного воспитания оказывают огромное влияние на предупреждение появления патологических негативных черт характера у детей.

Для выравнивания эмоционально-психологического состояния после напряжённых занятий или аппаратного лечения дети со зрительной патологией нуждаются в релаксационном воздействии. В кабинете есть специально организованное помещение для проведения релаксационных упражнений, после чего снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливается эмоциональное равновесие.

Для интеграции в общество ребёнку с нарушением зрения необходима специальная коррекционно-компенсаторная психолого-педагогическая помощь. В условиях нашего дошкольного учреждения создана служба психолого-педагогического сопровождения, цель которой — содействие в создании условий для полноценного личностного развития ребёнка, позитивной социализации его в общество.

Одной из форм работы данной службы является консилиум, на котором рассматриваются вопросы профилактики появления вторичных дефектов при нарушениях зрения, своевременной коррекции оздоровительной и образовательной деятельности на основе индивидуально-дифференцированного подхода. Совокупность этих направлений формирует систему психолого-педагогической деятельности со слабовидящими детьми. Работа, проводимая с дошкольниками со зрительной патологией с учётом особенностей их восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создаёт основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.

Е. Чвирова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2018 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress