RSS  Написать нам
2   1   980

Ребёнок на приёме у стоматолога

Детский стоматологический приём сопряжён с рядом трудностей, связанных с поведением детей и их родителей.

Врач в этом случае должен организовать работу, чтобы лечение прошло эффективно, а ребёнок приобрёл либо закрепил позитивное отношение к стоматологии.

Ребенок у стоматологаОсновной проблемой стоматологического приёма является то, что большинство врачебных манипуляций кажутся или являются агрессивными. Раздражители, воспринимаемые ребёнком как опасные, порождают у него негативные эмоции, поэтому маленький пациент зачастую активно протестует. В ходе стоматологического приёма ребёнок может встретить до 60 (!) видов раздражителей, ассоциирующихся с угрозой для безопасности: зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых, тактильных, термических и т.д. И это несмотря на то, что вы обратились в хорошую стоматологию.

Сложные эмоции (настороженность, тревога, испуг, страх, боязнь, ужас, паника) являются ядром неконтактного поведения ребёнка, которого больше всего страшит вероятность повреждения и боли. Возраст здесь является базовым фактором, т.к. определяет в том числе и порог чувствительности. Врач может снизить болевую чувствительность при помощи анальгезии и анестезии.

На уровень тревожности и самоконтроля ребёнка влияет стиль воспитания в семье. Дети авторитарных родителей часто подчиняются принуждению и подавляют свои протестные реакции, но при этом у них формируется страх, заставляющий уклоняться от стоматологического лечения в будущем. Дети сверхзаботливых родителей капризны, авторитетных — обычно хорошо сотрудничают с врачом.

Известно, что ребёнку передаются эмоции людей, которым он доверяет (родных, друзей), поэтому негативные стоматологические настроения в семье и особенно у матери являются наиболее распространёнными причинами для возникновения стоматологической тревожности у детей. Проблемы страха зубной боли наиболее часто встречаются в группах с низким социально-экономическим статусом.

Присутствие родителей в кабинете во время проведения стоматологических процедур может иметь положительные и отрицательные эффекты. Положительные основаны на поддержании чувства защищённости у ребёнка, создании положительного отношения к врачу, поддержании мотивации к лечению. Отрицательные заключаются в повышении тревожности ребёнка при негативном отношении родителей к стоматологии, невозможности психологического контакта с ребёнком при жёстком давлении на него родителей, разделении внимания ребёнка между врачом и родителями.

Участие авторитетных родителей в приёме помогает работе врача, тогда как вмешательство безответственных, сверхзаботливых, авторитарных и агрессивных может внести серьёзные помехи. Дети младше трёх лет всегда нуждаются в присутствии родителей. Дошкольники обычно хотят, чтобы родители находились рядом, младшие школьники могут спокойно остаться в кабинете без них, подростки предпочитают лечиться самостоятельно.

Детский стоматолог должен быть готов к импровизации в непредсказуемом мире детей.

Вместе с тем существуют ключевые моменты, которые помогают эффективно общаться с детьми. Психологическими методами управления поведением являются предварительная подготовка к приёму, пошаговое обучение, техника «рассказываю—показываю—делаю».

Методика «рассказываю—показываю—делаю» является главным инструментом пошагового обучения  и остаётся одной из важнейших в управлении поведением ребёнка. Эта техника основана на серии последовательных контактов с пациентом,  играет важную роль в обеспечении спокойствия ребёнка, помогает устранить тревожную неизвестность, ложные негативные ожидания, снизить степень неожиданности при лечении, создать у ребёнка чувство контроля над ситуацией.

ребенок на приеме у стоматолога

Ассистенты врача и стоматолог шаг за шагом рассказывают, объясняют и показывают ему проводимые процедуры. Даже когда врач работает во рту пациента, ребёнок должен видеть как можно больше. Только когда он видит и понимает, что происходит, можно достигнуть хороших результатов. Составляющие управления поведением ребёнка основаны на хорошем отношении и слаженности работы стоматологической команды.

При первом общении с ребёнком детскому стоматологу нужно помнить о том, что его поведение убеждает сильнее, чем разговоры. Очень важно установить зрительный контакт и поговорить с ребёнком: этим мы ему сообщаем, что он самый важный в этой ситуации.

Дети чутко улавливают эмоциональный настрой врача, подавленный гнев, раздражение и реагируют отказом от лечения. Обязательной должна быть похвала во время лечения и по окончании его, желательна награда, подарок. Формируя поведение ребёнка на приёме, детский стоматолог устанавливает чёткие «правила игры»: ребёнок — уважаемая, но подчинённая врачу личность.

Он оговаривает способ, которым ребёнок может выразить своё желание остановить процедуру,  ясно формулирует просьбы и команды, избегает излишнего давления на ребёнка, закрепляет его правильные реакции и игнорирует мелкие негативные реакции, формулирует конкретные похвалы.

Таким образом, успешное и качественное лечение ребёнка у стоматолога возможно при тесном взаимодействии и сотрудничестве в «треугольнике детской стоматологии», объединяющем ребёнка, его родителей и стоматологический персонал.

Л. Козловская


Обсуждение: есть 1 комментарий
  1. Ольга:

    первая статья на подобную тему, из всех, которые я встречала, которая написана нормальным языком и вообще адекватно! все учитесь вот так писать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2019 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress