Написать нам
Популярно
1   0   154

Ваш малыш может не болеть

Здоровье дошкольника традиционно связывают с физическим воспитанием.

дети не должны болеть

Однако эффективность его в этом направлении определяется, прежде всего, тем, насколько органично физкультурно-оздоровительные мероприятия вплетаются в общий педагогический процесс дошкольного учреждения. При этом не только специально организованные процедуры должны нести оздоравливающую нагрузку, но и весь уклад жизнедеятельности детей.

Бытует стойкое мнение, что маленькие дети не могут не болеть, так как их организм пока слаб и несовершенен. Неутешительная статистика об ухудшении здоровья людей в последние годы явилась мощным подкреплением такого представления. Действительно, можно ли быть оптимистом, когда здоровье подрастающего поколения характеризуется высоким числом нарушений и отклонений.

Может ли при таких «ситуациях риска» ребёнок не болеть? Или, во всяком случае, редко болеть и быстро выздоравливать без неприятных последствий?

Зададим себе по этому поводу дополнительный вопрос: почему одни дети «не вылезают из болезней», другие болеют редко и быстро выздоравливают, а некоторые растут настоящими «здоровяками» (хотя последние — весьма редкое явление в наши дни). Физиолог И.А. Аршавский причину частых заболеваний в течение всего детства объясняет физиологической незрелостью, «приобретённой» организмом в период внутриутробного развития. При этом, родители вместо того, чтобы преодолевать физиологическую незрелость такими естественными средствами, как закаливание, правильное питание, отдают предпочтение медикаментозному лечению.

Последнее воздействует лишь на следствие, не устраняя причину, а каждое заболевание провоцирует новое, требующее дополнительных лечебных усилий. Естественный иммунитет при этом не только не развивается, но и постепенно истощается, что приводит к учащению болезней. Круг замкнулся. Есть ли из него выход?

Профессор И.А. Аршавский отвечает на этот вопрос достаточно убедительно: «Ваш малыш может не болеть. А, значит, не должен болеть». В своей книге, адресованной родителям, врачам и педагогам, он даёт целый ряд проверенных в практике советов по оздоровлению малышей.

Уважаемые специалисты дошкольного образования! Задумывались ли вы над тем, почему в детских садах одного региона с одинаковой экологией, питанием, медицинским обслуживанием, методическим обеспечением, хорошими гигиеническими условиями уровень здоровья детей разный? Ответ очевиден: оздоровительный потенциал, который заложен в образовательных методиках, используется по-разному.

Одной из причин такого положения, как это ни парадоксально, является погоня (именно погоня, а не поиск) за инновациями, которые, к тому же, не всегда правильно понимаются педагогами. Превращение инновации в самоцель нивелирует главную цель и, естественно, не способствует результативности работы с детьми, особенно, если внедряемый компонент не имеет научного обоснования.

Модная ныне тенденция использовать одновременно несколько программ, принципиально отличающихся друг от друга, также не радует, так как приводит к тому, что целостность образовательного процесса подменяется принципом «шведского стола» или «лоскутного одеяла»).

Слабой стороной в организации физического воспитания в ДОУ является неумение педагогов прогнозировать конечные результаты здоровья и развития детей.

Все названные недочёты объединяются в одну главную причину низкой результативности оздоровительной работы — отсутствие внутренней «детсадовской» системы физического воспитания.

В распоряжении педагогов и родителей сегодня имеются оздоровительные и оздоравливающие средства, в значительной степени обеспечивающие физиологическую зрелость организма ребёнка и, тем самым, способствующие снижению заболеваемости. К ним относятся, в первую очередь, условия здорового образа жизни, физическая культура в целом. В дошкольных учреждениях, где разработана и строго соблюдается система физкультурно-оздоровительных мероприятий, удаётся значительно повысить уровень физического развития и здоровья детей.

Убедительные данные в этом направлении приведены в материалах Всероссийского совещания врачей и педагогов. Рационально организованная двигательная активность в детских садах отдельных регионов РФ явилась мощным оздоровительным средством, способствовавшим коррекции отклонений со стороны костно-мышечного аппарата у 80% детей; у 90% детей улучшились показатели физической подготовленности; на 60—70% возросла устойчивость организма дошкольников к гипоксии.

Система закаливания, включающая слабые длительные (воздушные ванны) и сильные кратковременные (ножные ванны, полоскание горла и умывание холодной водой) воздействия, позволяет улучшить функцию терморегуляции, снизить заболеваемость ОРЗ у детей в 2 раза, общую заболеваемость — на 50%, увеличить индекс здоровья на 30%.

В целом, комплексная работа по оздоровлению в дошкольных учреждениях может привести к снижению ОРЗ детей на 32—54%.

Таким образом, имеется объективное подтверждение тому, что система физического воспитания, включающая достаточную двигательную активность, закаливание, должный санитарно-гигиенический режим, качественное питание, лечебно-профилактическую работу, оказывает в значительной степени положительное влияние на физическое состояние детей, посещающих ДОУ.

По некоторым данным, средствами физической культуры можно добиться увеличения индекса здоровья в 6 с лишним раз и уменьшения числа часто и длительно болеющих детей в 2 раза.

Приведённые примеры свидетельствуют о больших возможностях управления здоровьем детей в дошкольных учреждениях через систему рационально организованных физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Давайте попытаемся обеспечить систему физического воспитания, где чётко и в единстве выступают цель, прогнозируемые результаты, принципы, средства, приоритетные формы и методы педагогической деятельности, и чтобы в центре всегда и во всём был РЕБЁНОК!

В. Шишкина


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

This blog is kept spam free by WP-SpamFree.

© 2017 Подготовка к школе
Дизайн и поддержка: GoodwinPress